Духовный учитель в разных конфессиях

Существует ли магия, для многих это вопрос. Но вот то что существуют философские и магические трактаты это факт. На этом форуме обсуждаются как общепризнанные первоисточники, так и апокрифические писания, труды создание которых приписываются богам, пророкам и великим мудрецам древности, а также записи, сделанные с их слов.

Модератор: Z

Правила форума
Мы не ограничиваем восприятие, людей рамками одной какой то конфессии, поэтому просим уважительно относится к мнению других людей, даже если оно идет в разрез с вашим личным мнением или мнением, какого то авторитетного для вас источника.
Аватара пользователя
Халида

Духовный учитель в разных конфессиях

Сообщение Халида » 04 июл 2016 18:20

В ведической культуре считается, что жизнь без духовного учителя пуста, потому что человек должен из жизни в жизнь повышать уровень своего сознания, то есть он должен повышать цели, повышать возможности своего развития. Человек сам не может развиваться без кого-либо, потому что то знание, которое у нас уже есть, оно уже ест, и мы если не принимаем никого, никакого авторитета в своей жизни, то есть принять авторитет наставника означает отвергнуть то, что есть, и принять то, что он тебе дает...Принятие гуру – это вопрос очень глубоких психических трансформаций, которые происходят в результате того, что человек пропитывается психикой другого человека. Это пропитывание возможно, только если человек прост, то есть принимает жизнь такой, какая она есть, он способен видеть человека без всяких предвзятостей, он способен принять от него...Если говорить о настоящем духовном учителе, он готов принимать ученика и причина тому – это просто его сострадание...На самом деле,человека не изменишь с помощью рассуждений, человека не изменишь с помощью наставлений, советов.Очень часто советуем своим родственникам что-то, а родственники как жили, так и живут. Мы очень часто советуем знакомым, они же как жили, так и живут. Мы очень много можем рассуждать, по поводу того, что им надо делать и как им надо жить, всё равно это ничего в их жизни, собственно, не меняет. Но если мы имеем дело с духовным учителем, достаточно просто одного взгляда, одного слова, достаточно того, что ты просто с ним прошелся, что ты поел остатки его пищи, даже так смешно, может передаваться сила, этого достаточно, чтобы ты смог такие перемены в своей жизни сделать, которые ты никогда бы не сделал просто при обычном общении. И в этом заключается как раз секрет, что от духовного учителя исходит такая сила,то есть знание, имеющее божественную природу. То есть это сила чистого духовного разума, который входит в наши уши и полностью меняет всю нашу судьбу, всю нашу жизнь. Это знание входит прямо в сердце и прямо в духовный разум человека, и таким образом, человек, воспрянув, почувствовав необыкновенное счастье, внутреннюю свободу, легкость, прозрение, ощущение понимания вещей, ощущение, что так и есть на самом деле, он с полным пониманием вещей начинает делать то, что нужно в жизни делать. Духовный учитель ведет за собой людей с помощью своего собственного примера. То есть у него знания реализованы, то есть действия, которые он совершает, если он эти действия совершает, значит, они уже есть в разуме.... Он всегда, во всех случаях жизни, способен поступать правильно. То есть он учит людей только своим примером и никак иначе. И это означает, что его знание имеет огромную силу...Духовный учитель означает слуга Бога, тот, кто служит Богу, означает, Бог непосредственно заботится о нем. Следует понять, что обычные люди находятся под влиянием сил материальной природы, то есть карма влияет на нас, на нас влияют силы, которые связаны в нашей жизни с чем-то другим, чем непосредственно с Богом. То есть мы, допустим, заслужили такое – будет с нами такое, заслужили такое-сякое – будет я нами сякое, но когда человек служит духовному учителю, он попадает под непосредственное влияние Бога, то есть Бог непосредственно начинает следить за его судьбой, за его жизнью и посылает ему или испытания, или награды, в зависимости от того, что человеку необходимо... И в Бхагавад-Гите говорится, что на этом пути никогда не бывает потерь. Даже когда человек проходит немножко на этом пути, в следующей жизни он опять встаёт на этот путь, и опять идет по нему. И так до самого последнего часа пребывания в это материальном мире. Когда человек расстается с ним, уходит в духовный мир, где вообще нет смерти, старости, болезней и страданий... Ищущие несомненно, рано или поздно находят своего духовного учителя, такова воля Бога...Некоторые люди думают, что в наше время невозможно найти духовного учителя, потому что много всяких шарлатанов, и вообще мало общения и неизвестно, где его искать и т.д. Эти вопросы всегда встают перед теми людьми, которые не понимают, что на самом деле духовного учителя человеку дает Бог. И в зависимости от искренности человека и желания его расти, он получает тех или иных наставников.В нашей жизни всегда есть наставники, это факт... Ученик может стать духовным учителем, когда его духовный учитель считает, что он – духовный учитель.То есть только духовный учитель может понять это или решить. Или, допустим, те, кто находятся на одном уровне с его духовным учителем, считают, что он уже до такой степени развился, что его тоже можно принять, сделать духовным учителем. Только святые люди могут решить, что ты стал духовным учителем, ты сам не можешь так решить. Это факт. Но некоторые люди, они являются самозванцами, то есть они просто говорят, что я сам решил, что я стал духовным учителем. Я стал святым, на меня снизошел святой дух. Да, и они начинают всех принимать в ученики... Поэтому когда человек говорит: «Слушайте меня, я знаю, в чем заключается абсолютная истина, я старше вас, я понимаю лучше, я созрел, я прозрел» и т.д., то это значит, что этот человек просто уничтожает всю свою судьбу, говоря так. То есть он уничтожает все своё счастье и всю свою возможность продвигаться, потому что даже духовные учителя говорят, что они все это получили по милости своего духовного учителя, а не сами. Сами они считают себя ничтожеством, они считают, что у них нет никакого знания, только у их духовного учителя есть знание...Все остальные ...делают это все не для того, чтобы людей к Богу привести, а чаще всего для того, чтобы испытать какое-то счастье, какое-то удовольствие в жизни. Самое большое удовольствие, согласно ведическому знанию, получают люди не от того, что они сексом занимаются. Самое большое удовольствие – это удовольствие того, что тебе поклоняются, тебе предаются, тебя почитают, восхваляют, и выполняют все-все твои наставления. Поэтому, это такой соблазн очень большой – стать духовным учителем или просто наставником для всех, инициацию давать там и т.д.. посвящение..."

Источник: Торсунов О.Г.
Аватара пользователя
Халида

Православие

Сообщение Халида » 04 июл 2016 18:56

Как искать духовного отца.
Протоиерей Вячеслав Тулупов
обучение магии 
Хочу предупредить , что найти хорошего духовника непросто. Тем не менее искать его необходимо. Это можно делать несколькими путями. Самый верный и быстрый
− попытаться войти в круг духовных чад известного духовного наставника. Такого духовника ведь и искать особо не надо − его имя у всех на слуху...
Но должен предупредить, что не всегда внешняя слава является отражением внутренней сути духовника. Иногда эта слава бывает пустой и раздутой его почитателями.
Игумен Никон (Воробьев), один из выдающихся подвижников XX столетия, «говорил, что когда очень хвалят какую-то книгу или какого-то человека, то относиться к этому сразу надо очень осторожно. Особенно настороженно игумен Никон относился к очень известным в то время, − это были пятидесятые-шестидесятые годы, − духовникам.
Тогда был один духовник, к которому все очень тянулись; он так и подписывался: "Духовный отец С." И батюшка не советовал с ним общаться. Он всегда говорил: «Если встретите какого-то очень известного духовника, смотрите сами, можете пойти к нему, но я вам не советую, не надо. У нас есть Евангелие, у нас есть святитель Игнатий, больше этого никогда не будет, этого надо держаться.А если вокруг человека создался некий шум, батюшка советовал относиться к этому с осторожностью».
Также советую тебе иметь в виду, что попасть в круг духовных чад знаменитого духовника обычно бывает довольно сложно. А если это все же произойдет, он, к сожалению, из-за многочисленности своих пасомых не сможет уделять тебе много времени...Когда же мне это удавалось, у отца Порфирия оказывалось много народа и он не мог со мной спокойно говорить».Не правда ли, у духовных чад знаменитых духовников наряду со значительными преимуществами имеются существенные трудности? Согласись, здесь есть над чем подумать.
- Поиск через знакомых.
Когда мы что-либо ищем, то пользуемся более всего информацией, полученной от людей. Поэтому для тебя, ищущего духовника, вполне естественно обратиться за помощью к знакомым и пользоваться их советами.
Конечно, за подобной помощью тебе надо обращаться не ко всем подряд, а к людям, глубоко верующим и имеющим опыт жительства под руководством духовного наставника. Только советы таких христиан будут для тебя полезны. Именно они смогут ответить на твои вопросы: что собой представляет их духовник, как он относится к своим духовным чадам и каковы его требования? То есть беседа с ними обогатит тебя не только теоретическими знаниями о духовничестве, но и даст тебе конкретные портреты современных духовников, из которых ты сможешь сделать выбор лично для себя.Если нет возможности найти духовника рядом с домом, то можно ездить к своему наставнику и на дальнее расстояние, только бы эти поездки были регулярны.
-Приходской священник.
Конечно, ты можешь вообще не утруждать себя поисками опытного руководителя, а довольствоваться духовным окормлением своего приходского священника, который еще не получил известность как выдающийся духовник. И если ты будешь вести себя по отношению к нему правильно, то результат его наставничества может быть не меньшим, чем окормление у какого-нибудь знаменитого пастыря.
Святитель Феофан Затворник писал: «Вопрос − где и как найти руководителя − решается сам собою. Возьми того, кого Бог послал, и ему вверься». Святитель отмечал, что, если вдруг впоследствии по каким-либо причинам будет необходимо сменить духовника, Господь все устроит по Своей благой воле.
Мы склонны недооценивать людей, находящихся рядом. Нам часто бросаются в глаза свойственные им недостатки и редко − их достоинства. И наоборот: мы с легкостью преувеличиваем таланты никогда не виденных нами в жизни известных личностей. Мы с готовностью воспринимаем рассказы об их великих деяниях и за дальностью расстояния совершенно не видим слабостей, присущих им как смертным людям.
Может быть, ты слышал о каком-нибудь великом духовнике и тебе хочется стать его духовным чадом? Попытайся. Тебе никто не будет в этом препятствовать. Однако задумайся: даже если он на самом деле так велик, как ты о нем слышал, будет ли польза от его величия именно тебе? Не будет ли тебе больше прока от постоянного общения с твоим приходским священником, чем от редких встреч с великим старцем?
Будь реалистом. Исходи в своих намерениях из реальности, а не из благих, но часто пустых слухов и мечтаний. Внимательней присмотрись к окружающим тебя приходским священникам. Я уверен: если ты будешь смотреть чистым оком, то найдешь в них массу талантов и добродетелей.
Старец Паисий Афонский говорил, что наставник должен быть всегда доступен своему духовному чаду. Старец постоянно внушал посещавшим его паломникам: «Найдите хорошего духовника, который имеет любовь, и с ним советуйтесь: издалека не бывает лечения − врач должен быть рядом. Издалека только молитву просите».
Однажды один из паломников попросил старца Паисия исповедовать его. Великий подвижник сказал: «Лучше иметь духовника там, где живешь, потому что духовник, как врач: должен в любой момент знать состояние больного, чтобы суметь дать всякий раз соответствующее лекарство. Я могу тебе сейчас дать лекарство, однако, если через два-три дня состояние твое изменится и с тобой случится что-либо иное, тогда предыдущее лекарство, которое я тебе дал, будет бесполезно. Как-то раз у меня болела голова от переохлаждения и я наложил пластырь. Боль прошла. Один человек увидел это и, когда у него заболела голова, тоже наложил пластырь. Однако головная боль усилилась, потому что боль у него была не от переохлаждения, а от жара. Понимаешь теперь, почему духовник должен знать состояние своего чада?»
В переломный момент нашей жизни, когда решается дальнейшая судьба, очень важно найти старца-прозорливца и принять судьбоносное решение по его совету. Для этого стоит приложить немало усилий. Однако в повседневной жизни достаточно руководствоваться наставлениями добросовестного приходского священника. Ведь часто приходские батюшки очень хорошо знают все тонкости нашего земного бытия.
Не предавай излишнего значения событиям своей жизни. Многие из них не заслуживают и того, чтобы запечатлевать в своей памяти даже их следы. Тем не менее наша падшая душа частенько раздувает из каждой мухи слона. А наше воображение для решения какой-нибудь пустячной проблемы возбуждает нас бросаться за тридевять земель непременно к прославленному старцу.
Тебя в сию минуту что-то сильно взволновало? Не делай из этого проблемы вселенского масштаба. Наверное, не открою тебе большого секрета, если скажу, что у большинства людей, и у нас с тобой в том числе, за всю прожитую жизнь почти не происходит ничего особенно великого и значительного. Подавляющая часть человечества сталкивается с одними и теми же искушениями, скорбями, проблемами и извечными вопросами. Неужели за решением этих затруднений всем нам надо кидаться на поиски чудотворцев и прозорливцев? Будь смиренным в своих мыслях. Для решения почти всех твоих проблем достаточно совета простого, доброго пастыря, который служит в соседнем храме. Если в тебе не будет гордости, Господь через него ответит на все твои вопросы.Прочти, пожалуйста, следующее наставление, которое очень полезно знать человеку, недавно вставшему на путь серьезной духовной жизни.
«Новоначальный должен иметь возможность постоянного общения со своим духовным руководителем. Поэтому ему нужно бы находиться недалеко от своего духовного отца, для того чтобы, в идеале − ежедневно, или хотя бы раз в несколько дней, исповедовать помыслы и спрашивать совета. Когда новоначальный жительствует на значительном удалении от духовного отца, постоянное общение невозможно. Оно возможно лишь время от времени, отчего многие вопросы остаются нерешенными и решаются новоначальным самочинно. Некоторые надеются, что они будут часто приезжать к своим духовным отцам, но такие поездки в общественном транспорте бывают в духовном отношении весьма разорительны и даже опасны, да и по причинам материальным не всегда возможны.
При поиске духовного отца это непременно нужно учесть и искать человека, который хотя, может быть, не так известен, но с которым будет возможно регулярное общение. Вполне достаточно для духовного руководителя, чтобы он строго придерживался православного учения, был человеком смиренным и начитанным в святоотеческих творениях».
При хиротонии все священники получают дар учительства, но развит он у каждого в разной степени. Поэтому священники очень сильно отличаются друг от друга умением назидать и духовно руководить своими прихожанами. Когда ты выбираешь себе духовного отца из приходских священников, обращай внимание и на возраст, и на образование, и на характер пастырей. Все это является немаловажным для твоего дальнейшего общения с духовником.
Представь, например, свои взаимоотношения с двумя духовниками, одному из которых двадцать пять лет, а другому − семьдесят. Сравни их и сам поймешь, что возраст священника, помимо всего прочего, сам по себе дает надежду на более действенное с его стороны влияние на духовных чад. Хотя, не секрет, случаются и обратные примеры. Конечно, священника делает истинным духовником отнюдь не седина, однако она говорит о некоторой житейской и духовной опытности уже в силу возраста.
Чадам благодатных духовных отцов, в отличие от духовных детей обычных священников, общаться со своими наставниками значительно проще. Как известно, чем ближе люди к Богу, тем ближе и друг к другу. Не теряя своей индивидуальности, духоносные духовники похожи друг на друга. Такие пастыри, достигнув праведности и живя во Христе, действуют в Духе Святом. Поэтому, если ты найдешь подобного духовного отца, то его индивидуальные черты будут сказываться на тебе в несравненно меньшей степени, чем при общении с обыкновенным священником. Благодатные духовные отцы в своем руководстве духовными чадами не разнятся друг от друга существенно, резко и явственно. Они не дадут, как иногда бывает с некоторыми священниками, почти взаимоисключающих советов по одному и тому же вопросу. Их наставления, произнесенные в Духе Святом, всегда согласны между собой.
Хочу предупредить об искушении, которое может возникнуть при близком и частом общении с приходским священником, ставшим твоим духовником. Это − панибратство, чувство, в той или иной степени возникающее у людей, постоянно общающихся друг с другом. Святые Отцы пишут, что панибратство − одна из самых опасных страстей во взаимоотношениях между людьми. Эта страсть, как ржавчина, разъедает истинно христианскую дружбу, уважение и любовь.
Панибратство так незаметно, исподволь закрадывается в душу, что человек часто и не замечает, как в его отношениях к духовнику появляются вольность, осуждение и даже некая доля наглости. Имей это всегда в виду и берегись панибратства с кем бы то ни было, а особенно со своим духовником! Тем более, если он является священником твоего прихода.
Если духовник находится далеко и встречи с ним редки, почвы для развития панибратства нет. Наоборот, есть условия для создания в собственном сознании некоего идеала. На расстоянии мы видим сам предмет, но не можем различить его сущность. Например, если мы видим на горизонте какой-то холм, то не можем сказать наверняка, земля это или навоз. Только подойдя поближе, можно определить, что собой представляет это возвышение. Ты еще встретишь в жизни немало людей, которые из далекого, почти недосягаемого для них духовника создали в своем воображении романтико-героический образ и верно служат плоду своей мечты. Попытки разрушить этот придуманный образ обычно приводят к буре негодования.
Приходской священник всегда рядом. Ты увидишь его в различных ситуациях. Заметишь его сильные и слабые стороны. Однако будь объективен. Главное, что он сам идет по пути спасения и помогает другим следовать этим путем. Да, он еще не достиг святости, в нем еще много от ветхого человека. Тем не менее это совсем не повод даже для самого невинного, если такое может существовать, панибратства по отношению к нему.
При общении даже с самыми близкими людьми мы должны сохранять некую дистанцию. Это является гарантией сохранения в наших взаимоотношениях любви и уважения.
Надо отметить, что по отношению к приходскому священнику люди иногда впадают в другую крайность. Горя желанием иметь своим духовником старца, они ищут такового, но не обретают. И тогда выплескивают свое желание на простого, добросовестного батюшку, который и в собственных мыслях никогда не примерял на себя образ старца. Однако, что не приходило в голову ему, начинают воплощать в жизнь его простодушные, но одержимые идеей быть послушниками великого старца прихожане.
Когда изберешь своим духовным отцом приходского священника, остерегись превратить его в своем сознании в духоносного старца. Во многих приходах есть группы прихожан, которые без меры и не по разуму превозносят подлинные и мнимые добродетели местных священников. Не окажись в числе таковых!
-Присмотрись к чадам.
При выборе духовника немаловажное значение имеет знакомство с его духовными чадами. Обычно большинство из них обладают одинаковым психологическим и духовным настроем. Подумай, близок ли тебе такой настрой, отвечает ли он твоему психологическому типу и духовным наклонностям. Ты спросишь, зачем размышлять об этом? Затем, что, как говорит старинная пословица: «Каков поп, таков и приход».
Вот пример. Духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин) вспоминал о духовных чадах известного духовника Глинской пустыни схиархимандрита Серафима (Романцова): «Приходившие к отцу Серафиму за благословением и советом отличались даже внешне: каким-то спокойствием, скромностью и тем, что мы бы назвали "монашеским благородством"− смиренной простотой. И что еще отличало их − они старались быть незаметными».
Если ты встретил человека, который под руководством конкретного духовника достиг определенной духовной высоты, то тебе стоит серьезно подумать, не избрать ли именно этого священника своим духовным наставником. К духовникам и их чадам можно вполне отнести евангельское изречение:По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые(Мф. 7, 16-18). Конечно, всегда имей в виду, что бывают и исключения. Иногда человек достигает успехов на пути спасения вопреки своему не очень достойному наставнику. Господь никогда не оставляет без Своей помощи искренне желающих спасти свою душу, даже если они оказываются во власти лжепастыря.
Не надо забывать и другую пословицу: «Стадо не без паршивой овцы». Часто истинные пастыри из жалости и любви не изгоняют из своего стада больных, увечных и чудаковатых овец. Они − не плоды их деятельности, а знаки их милосердия. Проси у Господа мудрости − и тебе будет открыто многое.
-По своему отношению к наставникам духовные чада делятся на три группы.
Одни относятся к своему духовнику спокойно, здравомысленно и уравновешенно. Это дает им возможность под его руководством проводить духовную жизнь в мире и благоденствии. Другие проявляют по отношению к своему наставнику недовольство и относятся к нему с большой долей критики, но при этом не уходят от него, так как, по их мнению, другие не лучше. Третьи составляют группу восторженных приверженцев своего духовного руководителя. Наверное, у каждого из духовников среди его паствы можно явно различить эти три группы пасомых.
Во время поиска духовника тебе надо с осторожностью внимать словам восторженных почитателей какого-либо священника. Чрезмерно радужное, подчас экзальтированное отношение к объекту почитания не дает им возможности смотреть на своего наставника духовно-трезвенным взглядом.
С такой же осторожностью ты должен воспринимать мнения недовольных своим духовником. Помни − падшей человеческой природе свойственно проявлять на земле недовольство всем и вся. Некоторые люди, даже если к ним для наставничества с неба спустится ангел, через короткий срок выкажут недовольство и его руководством.
Как ты уже понял, надо прислушиваться к людям мирным, спокойным и имеющим положительный опыт жизни под руководством конкретного священника. Серьезно надо относиться только к советам христиан, имеющим духовную мудрость. Такие люди не будут навязывать своего мнения и тем более насильно тащить тебя к своему духовнику.
Однако будь готов к тому, что экзальтированные верующие, в отличие от трезвомыслящих христиан, потащат тебя к своему обожаемому духовнику с необыкновенной силой и упорством. Эти люди с горящим взором будут убеждать тебя, что ты можешь спастись только под его руководством. Такие утверждения должны тебя сразу насторожить. Еще более будь осторожен с теми, кто заявит тебе, что только их духовник один на всем белом свете является истинным духоносным старцем, а все остальные не идут с ним ни в какое сравнение.
Почти около каждого известного духовника складывается круг неумеренных почитателей. К сожалению, это явление − печальная дань славе. Обычно круг таких поклонников образуется из людей, в сердцах которых еще бушуют мирские страсти. Именно неизжитая страстность и заставляет их относиться к своему наставнику словно к какой-нибудь звезде эстрады. Такие люди слетаются к знаменитым духовникам как осы на мед. За толпой подобных псевдодуховных чад порой бывает не видно и самого прославленного духовника. Если тебе придется встретиться с подобными людьми, а из-за их довольно значительного количества остаться вне общения с ними почти невозможно, относись ко всем их словам с благоразумной осторожностью. Эти люди склонны к большим преувеличениям и метаниям из одной крайности в другую.
Однако помни, что около любого опытного наставника формируется ядро из истинных духовных чад. Они, как правило, люди скромные, выдержанные и смиренные. Экзальтированные же личности окружают своего духовника словно пена.
Когда число духовных чад непомерно разрастается, даже очень искусные наставники по чисто человеческим причинам не могут строго контролировать жизнь, деятельность и состояние душ своих многочисленных пасомых. Духовник может молиться за весь мир, но успешно вести по пути спасения он имеет возможность только определенное, обычно небольшое, число, людей. При росте количества всегда теряется качество. Духовная семья не может быть безбрежной. Поэтому мудрые духовники ограничивают круг своей паствы. У великих старцев ближайших учеников всегда было немного.
Знаменитые духовники часто по любви принимают всех приходящих к ним и дают им необходимые советы. Случается, что некоторые из посетителей, обладающие неуравновешенной психикой, вдруг начинают мнить себя любимыми учениками таких отзывчивых наставников, которые иной раз об этом и не подозревают. Подчас своим не совсем христианским поведением псевдопаства только компрометирует пастыря. Если он человек духовный, то его экзальтированные чада не представляют для тебя почти никакой опасности. Беда подстерегает тебя тогда, когда сам духовник под стать своим неуравновешенным почитателям. Знай, бывает и такое.
Внимательно наблюдая за паствой какого-нибудь духовника, ты сможешь узнать о нем самом очень многое. Часто духовные чада бывают похожи по духовному складу на своего наставника. И это естественно. Почему? Когда человек ищет духовника, его привлекает священник, который своими качествами отвечает его духовным запросам. Затем, постоянно и часто общаясь с духовником, человек начинает много заимствовать из духовного облика своего наставника. Духовник некоторым образом становится для своих чад идеалом, ориентируясь на который они формируются духовно.
Подобным образом на своих духовных чад влиял схиархимандрит Амвросий (Иванов). «Кто сердцем вбирал батюшкин дух, те и сами со временем становились смиренными и боящимися греха осуждения ближнего. На него только посмотришь и чувствуешь, каким надо быть человечным и смиренным. Некоторые духовные дети свидетельствуют, что им не хотелось его ни о чем спрашивать, что само его присутствие было как ответ на все вопросы, нужды. Тишина и радость воцарялись в сердце...».
-Изучи духовника.
Советую тебе изучать личность твоего будущего духовного отца тогда, когда ты еще только присматриваешься к нему. Выбрав же его своим наставником, делать это остерегайся.
Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани на пучину, и таким образом не найти готовой погибели».
После того как ты отдашь себя в повиновение духовнику, веди себя уже совсем по-другому. Как именно? Тот же Преподобный советует: «Не должны мы испытывать или судить в чем-нибудь доброго нашего наставника и судию, хотя, может быть, в нем, как человеке, и увидим некоторые малые согрешения. Если же не так, то сделавшись сами судьями, не получим никакой пользы от повиновения».
Однажды к старцу Паисию Афонскому пришел выпускник богословского факультета. Он попросил знаменитого подвижника взять его в духовные чада. Прозорливый старец отказал ему.
− Почему? − удивился богослов.
− Потому что ты постоянно даешь волю худым помыслам, − ответил старец Паи-сий. − Наблюдая живущие во мне страсти, замечая какие-нибудь недочеты, ты будешь осуждать меня, и это не пойдет тебе на пользу. Но и от добродетелей моих − может, я и приобрел какую-нибудь добродетель, пробыв столько лет монахом, − и от них тебе не будет никакой пользы, потому что и их ты будешь видеть в превратном свете. Что мне потом с тобой делать? Ты не получишь пользы.
Тебе надо твердо запомнить святоотеческое правило: ни в коем случае нельзя обсуждать действия своего духовника ни с самим собой, ни с другими. Позже мы поговорим об этом подробней. Сейчас же хочу заметить, что в поисках духовника, конечно, не обойтись без рассуждений о достоинствах и недостатках того или иного священника. Однако тебе необходимо именно рассуждать, а не осуждать. Рассуждение является добродетелью, осуждение − пороком. Итак, старайся при рассмотрении кандидатур духовников не переходить границу между рассуждением и осуждением. Очень часто бесы сносят пограничные столбы, разделяющие свет от тьмы. Мы же при нашей сердечной слепоте подчас этого не замечаем.
Все духовники имеют общую веру, священническую благодать и придерживаются православной традиции наставничества. Однако при этом каждый духовник имеет свои, только ему присущие, индивидуальные черты характера, интеллекта и темперамента. К тому же у всех духовников различный житейский и духовный опыт. Имея это в виду, ты должен определиться в том, какой наставник необходим именно тебе. Когда духовные параметры руководителя известны, искать его намного легче.
-Познай себя.
Какой духовник нужен именно тебе? Ответ на этот вопрос ты получишь, познав самого себя.
Приступая к познанию собственной личности, прежде всего отрешись от эгоизма и прояви рассудительность. Когда же для тебя постепенно прояснится портрет собственного характера, обратись за советом к духовно мудрым христианам. Сторонний наблюдатель поможет тебе определить особенности твоей личности более реалистично. К сожалению, мы все склонны к субъективному восприятию собственного «я». Поэтому окружающие оценивают нас намного объективней. Только вся сложность состоит в том, чтобы найти для этой цели по-настоящему рассудительных людей.
Итак, тебе надо познать себя, чтобы найти соответствующего твоему характеру наставника. Но имей в виду, что и опытному духовнику также нужно узнать твою душу. Мудрый наставник давно познал самого себя и хорошо знает, кого и каким образом он способен вести по пути спасения. Как видишь, ваши цели совпадают.
Известный духовник схиархимандрит Гавриил (Зырянов) всегда внимательно и тщательно исповедовал людей, желавших стать его духовными чадами. После исповеди отец Гавриил соглашался брать некоторых из них под свою духовную опеку, а другим с извинением говорил, что быть их духовным отцом он не может.
Как ты думаешь, почему этот духоносный старец принимал в число своих духовных чад не всех? Ведь он обладал великими духовными дарами и мог помочь каждому войти в Царство Небесное! Мог, но по тем или иным причинам не все были способны принять его помощь. Познав это, схиархимандрит Гавриил таким людям отказывал.
Протоиерей Илия Четверухин, автор жизнеописания преподобного Алексия Зосимовского, в молодости искал духовного наставника. С этой целью он приехал в Смоленскую Зосимову пустынь.
Преподобный Алексий принял молодого человека и исповедовал его. На исповеди Илия рассказал старцу о своем желании поступить в Московскую Духовную академию и просил отца Алексия быть его духовником. Преподобный Алексий согласился, но поставил условие: молодой человек должен совершить перед ним генеральную исповедь, то есть покаяться во всех грехах, содеянных с семилетнего возраста. Илия принял условие, и отец Алексий с тех пор стал его духовным руководителем.
Преподобному Алексию было нужно выслушать подробную исповедь молодого человека для того, чтобы определить, какими методами лучше вести его по пути спасения. Если твой будущий духовник предложит тебе пройти такую же исповедь, не отказывайся.
Сергей Нилус в книге «На берегу Божией реки» приводит рассказ одной из своих знакомых о том, как она стала духовной дочерью преподобного Амвросия Оптинского. Эта женщина приехала в Оптину пустынь искать духовного руководства и утешения в своих земных скорбях.
«Пока я говела, — рассказывала женщина, — я каждый день ходила к старцу на благословение. Батюшка меня принимал милостиво, но я всякий раз подходила к нему со страхом.
Наступил день исповеди.Когда старец взял меня на исповедь, то сказал:
— Исповедуй мне все свои грехи. Припомни от самых юных лет и до сей минуты!
Великое и страшное это было для меня испытание! Ох, как тяжко жить на земле грешному человеку!.. Я тяжело вздохнула. Не утаился мой вздох от прозорливого батюшки. Он молча на меня взглянул и стал надевать епитрахиль и поручи... Что было тут со мною, что творилось в душе моей в эти минуты, того словами и передать трудно. Мне казалось, что я сгорю со стыда.Несчастная, горькая была доля моя в юности! Тринадцатилетняя девочка замужем за пятидесятилетним! Тяжел и страшен был мне крест этот, и я в семнадцатилетнем возрасте без памяти влюбилась в молодого соседа, полковника, который, выйдя в отставку, поселился жить вблизи от нас, в своей деревне. Красивый, ловкий, образованный был он человек, и с первой же встречи в нашем доме мы без памяти полюбили друг друга. Он умер прежде моего мужа.
Ох, как было трудно рассказать это старцу! Но батюшка уже все провидел и помог мне освободить душу от тяготевшего на ней греха. Он сам мне предложил роковой вопрос и затем сам же и промолвил вопросительно:
− Да?
Я закрыла лицо руками и, сгорая от волнения и стыда, бросилась к его ногам и сказала едва слышным шепотом:
− Да!
− Ну, − сказал он, − теперь ты моя дочь духовная, и я тебя никогда не оставлю.
Батюшка обошелся со мною с такою лаской, с такою милостью, что с этой первой моей встречи я привязалась к нему всею моею душою, всем существом моим, и на сердце моем не осталось у меня от него ни одной сокровенной тайны: я видела в нем от Бога посланного мне Ангела-хранителя, спасающего душу мою многогрешную.
С этого времени я стала часто ездить в Оптину пустынь. Добрый старец понемногу начал меня знакомить с духовной жизнью, и, за его святыми молитвами, я постепенно приучилась отставать от суетной, светской жизни, оставляя ее навыки и привычки».
Ты, наверное, уже понял, что исповедь у благодатного духовника есть лучшее средство к истинному самопознанию!
Познав свой характер, ищи и наставника, соответствующего ему. Если ты мягок, нерешителен, склонен к подчинению, к тому, чтобы тебя за руку вели по пути спасения, то выбирай духовника твердого, с сильной волей, склонного повелевать. Если ты сам человек с твердым и решительным характером, подчас переходящим в упрямство, постарайся найти наставника мудрого, тонкого, умеющего своей мягкостью сгладить особенности твоего нрава. Конечно, учитывай и то, что иногда, чтобы смирить строптивца, требуется духовник с железной волей.
-Интуиция.
Ты когда-нибудь думал о том, почему некоторые люди нравятся нам особенно сильно? Почему наше сердце открывается для них без всяких явных причин? Это происходит потому, что наша душа испытывает к ним некое подсознательное, невыразимое чувство, на основе которого между людьми складывается дружба. При поиске духовника такое естественное влечение к родственной душе играет определенную роль. На этот счет приведу тебе мнение архимандрита Епифания (Феодоропулоса). Как-то раз один из его духовных сыновей задал ему вопрос:
− Геронда, можно мне спросить вас о том, что меня волнует?
− Говори.
− Я был знаком с известными проповедниками, церковными писателями, людьми более святыми, чем вы. Однако у меня никогда, ни на один миг, не возникала мысль: «Хорошо, если бы тот или иной из них стал моим духовным отцом». Только с вами я чувствую себя полностью удовлетворенным. В самой глубине сердца я чувствую, что вы − мой духовный отец! Как это можно объяснить? Может быть, это лишь плод моего воображения?
− Дитя мое, − ответил архимандрит Епифаний, − как существует плотское, физическое родство, точно так же существует и духовное.
Конечно, ты понимаешь, что положение духовного наставника более высокое, чем обыкновенного товарища. Впрочем, как известно, и в обычной дружбе один из друзей всегда играет ведущую роль. Духовник − это тоже друг, только его значение намного важнее и по существу иное, чем положение более сильного характером товарища в обычной дружбе.
Итак, в поисках духовника ты можешь ориентироваться на собственную интуицию. Только при этом соблюдай осторожность. Ведь интуиция может и подвести. В какой же мере нужно ей доверять? Достаточно того, чтобы интуиция привлекала тебя к пастырям одного с тобой духа и уводила подальше от тех, которые вызывают у тебя внутреннее отторжение.
Когда преподобный Лев поселился в Оптиной пустыни, некоторые из ее насельников отнеслись к нему с настороженностью и даже подозрительностью. Ученики старца Льва начали беспокоиться: как бы эти иноки не стали чинить препятствий паломникам обращаться за духовным руководством к их учителю. Вдруг они начнут наговаривать посетителям всякую напраслину на старца? Однако сам преподобный Лев по этому поводу ничуть не тревожился. Он говорил своим ученикам:
− Э, не беспокойтесь! Свой своего всегда найдет.
Старец считал, что того Бог приведет к истинному наставнику, кто искренно и от всей души ищет спасения. А кто, желая спастись, вместе с тем хитрит, двоедушничает и имеет самомнение, тот к соответствующему наставнику и попадет.
Обрати внимание на слова старца: «Свой своего всегда найдет». Эти слова указывают на то, что преподобный Лев тоже отдавал должное интуиции в поисках духовника. Однако главным в этом деле он, безусловно, считал помощь Божию. А как же иначе? Ведь все наши сердечные порывы, желания и стремления затуманены страстностью. Только Бог может Своей благодатью просветить наши духовные очи и дать нам увидеть сущность наставника, к которому нас притягивает интуиция.
Также заметь, как, по слову преподобного Льва, важно иметь искреннее стремление найти духовника для своего спасения. Именно для спасения и ни для чего иного. Эгоизм или расчет, какими бы тонкими они ни были, в этом благом деле приведут только к тому, что интуиция даст сбой и человек, лишившись Божией поддержки, окажется во власти наставника, который духовно слеп.
-Когда ищешь духовника, почаще вспоминай слова Христа:Может ли слепой водить слепого?Не оба ли упадут в яму? (Лк. 6, 39).
Монах Владимир жил в скиту Параклит, вблизи Троице-Сергиевой Лавры. В 1901 году он решил перейти в какой-нибудь другой монастырь, в котором спасаться ему было бы более удобно. Сначала он отправился в Зосимову пустынь, где подвизался знаменитый старец иеросхимонах Алексий.
Впоследствии отец Владимир вспоминал о своей встрече со старцем: «Он мне с первого раза не понравился: показался слишком не по-монашески веселым. Поэтому я и не поступил в эту обитель, а пошел смотреть другие монастыри, не найду ли чего получше. Много обителей осмотрел, но ни одной не нашел по душе и возвратился обратно в Зосимову пустынь, хотя и с неохотой. Попросился у игумена Германа в число братии. Игумен меня принял и, взяв мой паспорт, сказал:
− Твоим старцем будет отец Алексий.
В первый раз пошел я к нему в келлию после вечернего правила. Отец Алексий принял меня дружелюбно и все расспрашивал о Параклите, о жизни монахов и вообще обо всех правилах. В то время в Зосимовой пустыни еще не было определенного устава и отец Герман ездил по многим монастырям, чтобы выбрать для своей пустыни более приемлемый. С этой целью он побывал и на Валааме, и в Сарове.
В первое время учеников у отца Алексия было немного − всего человек пятнадцать. Все мы к нему очень привязались, полюбили его и часто стали его посещать. Беседы с ним продолжались до полуночи. Мы были усталые после дневных монастырских работ, но отец Алексий увлекал нас простотой и чистотой своего сердца. В беседе с ним мы забывали об усталости. Когда отец игумен узнал, что ученики отца Алексия не давали ему покоя до полуночи, то приказал батюшке принимать только до десяти часов вечера. После этого часа приходил монастырский сторож и прогонял тех, кого находил в келлии. После этого приказа мы стали бояться сторожа, но уйти от старца, не побеседовав с ним, мы не могли, поэтому, когда било десять часов, мы все прятались, чтобы нас не видел сторож. После обхода мы возвращались к отцу Алексию, он нас с любовью принимал и иногда удерживал до часу ночи, пока все мы не поговорим с ним».
Это искренний рассказ о духовной близорукости! Если бы не Промысл Божий, отец Владимир, при первой встрече не разглядевший в преподобном старце Алексии благодатного духовника, мог бы и не стать его учеником. Однако по милости Божией в дальнейшем он стал не только учеником, но и близким другом старца Алексия.
Ищи духовника со смирением. Сознавай, что ты еще не столь духовно прозорлив, чтобы видеть глубину сердец пастырей, встречающихся на твоем жизненном пути. Духовная зоркость приходит с опытом, на определенной ступени духовного развития и, конечно, по милости Божией. Не доверяй безоговорочно своим чувствам, иначе проглядишь истинного наставника, которого послал тебе Бог. Святитель Феофан Затворник писал, что случайных встреч в нашей жизни не бывает: или Бог посылает нужного нам человека, или мы посылаемся ему. Минутная антипатия к пастырю может обернуться для тебя потерей этого Божьего посланца. Сердце человека испорчено страстями, поэтому никогда не верь ему в полной степени.Случившееся с отцом Владимиром нередко происходит и с другими людьми. Приведу тебе еще один пример того, как порой интуиция подводит человека.
У Елены Можаровой мать была очень религиозной лютеранкой. Однако сама девушка в 1919 году всей душой восприняла Православие. Позднее она вспоминала: «Не просвещенная духовно, не умевшая разобраться в себе и в своем душевном состоянии, я жила только молитвенным порывом, охватившим меня. Приблизительно в это время и услышала я о существовании Зосимовой пустыни и старца отца Алексия. В январе 1921 года я поехала в пустынь с сестрами и с одной своей близкой знакомой, сестрой по духу. Пустынь произвела на меня сильное впечатление. Все в ней восхищало меня: и храм, и богослужение, и монахи, и их жизнь. Словно тихое веяние благодати ощущалось там всюду.
К старцу мы попали сначала все вместе, на общую предварительную беседу. Первое впечатление не было сильным. Старец несколько смутил своим внешним видом, да и обращением с нами. Мое тогда еще почти детское воображение рисовало старца-схимника совсем другим, а не таким «простым человеком», каким он мне представился. Когда мы вошли, батюшка благословил нас и попросил сесть всех за стол, сам сел тут же. Не помню, что он нам говорил, беседа, казалось мне, была самая незначительная. Старец спокойным, ровным голосом расспрашивал, откуда мы, есть ли у нас родители, учимся ли и т. д. Потом давал самые общие наставления о том, как надо жить, верить и молиться Богу. Я, повторяю, плохо помню все эти наставления, меня в то время смущали всякие посторонние мысли, которые лезли в голову, и в душе росло неприятное чувство разочарования.
Мы ушли, обещая батюшке на следующий день прийти к нему, каждая в отдельности. Но еще раз встречаться с ним мне не очень хотелось. Однако рано утром на следующий день мы все-таки встали и пошли к старцу. Как сейчас помню себя идущей к дверям батюшки, а за собой отца Макария с лампочкой. Старец начинал принимать с пяти часов утра, зимой в это время было еще совсем темно. Помню стук в дверь и молитву, прочитанную келейником, и затем последовавший ответ густым басом:
− Аминь.
Я вошла. Невольное волнение охватило меня. Передо мной, встав с кресла, стоял во весь свой высокий рост вчерашний старец. Но вчерашний ли? Меня поразила перемена в нем! Куда девалось все, что еще вчера делало его "простым человеком", так неприятно смутившее меня? С ласковым, светлым лицом, с проникновенным взором темных, необыкновенных, как мне показалось тогда, глаз, стоял он посреди комнаты и протягивал мне руки. Смущение как-то сразу рассеялось, и, как к родному, с полным доверием я двинулась от порога навстречу батюшке. Поклонившись ему в ноги и поцеловав его руку, я встала с колен. Старец молчал, молчала и я, потупив взор, не смея заговорить первой. Вдруг почувствовала, что руки старца обняли меня за плечи, и крепко, крепко, как родную, старец прижал меня к себе. От неожиданности я очень смутилась, но батюшка, держа меня за обе руки, повел за собой. Опустившись в кресло, он поставил меня на колени рядом. С нежной лаской он продолжал молча гладить меня по голове. От этой искренней, отеческой ласки совсем чужого мне человека я очень растрогалась. И так продолжалось до тех пор, пока я, вконец умягченная душой, вдруг не заплакала, растерявшись пред этим "сверхчеловеческим", как мне показалось, отношением старца ко мне. Я не знала, что мне делать. С признательностью и слезами я только целовала его руки.
− Бедненькая, − сказал старец, − она плачет. Как мне тебя жалко! Детынька, приголубить-то тебя, видно, некому. Вот они, слезинки-то, так и катятся!
Не успела я опомниться, как уже стояла перед ним с совершенно раскрытой душой. Мы проговорили со старцем часа три. Боже мой! Каким родным, чудным и великим представлялся теперь мне этот человек, еще вчера не понятый мной! Слезы так и наворачивались на мои глаза при взгляде на него, а он, видя их, ласково утешал меня: «Детынька, помни, что нет греха, которого Бог не простил бы. Он и тебя простил сегодня, видя твое покаяние. Разве я не чувствую, как ты страдаешь, и мне так дороги твои страдания. Ты мне теперь родной стала, как дочка, а я − твой отец».
С тех пор Елена Можарова стала духовной дочерью преподобного Алексия Зосимовского.
Мой совет: с благоговением относись к каждому духовнику, который встречается тебе на жизненном пути. При этом задавай себе вопрос: не этот ли именно духовник послан тебе Богом в ответ на твои молитвы? Зорко всматривайся в его сердце, и внешность духовника да не заслонит твоему взору его духовные дары.
Не ищи духовника, который должен тебе непременно нравиться. Иначе можешь впасть в крайность: вместо наставника у тебя появится друг, во всех отношениях тебе приятный. Но сможет ли он вести тебя ко спасению? По этому поводу Иоанн Лествичник высказался очень твердо: «По качествам страстей наших должно рассуждать, какому руководителю отдаться нам в повиновение, и сообразно с тем такого и избирать. Если ты не воздержан и удобопреклонен на плотскую похоть, то да будет твоим обучителем подвижник и в отношении к пище неумолимый, а не чудотворец, и который готов всех примирить и угощать трапезою. Если ты высокомерен, то да будет твоим руководителем человек суровый и неуступчивый, а не кроткий и человеколюбивый».
Всегда помни слова схиигумена Саввы (Остапенко): «Духовный отец дан для спасения, а не для дружбы».
-Молитва и тщание.
Что делать, если, несмотря на все усилия, ты так и не нашел духовного отца, а воля Божия медлит указать тебе конкретного наставника? Надо молиться. А лучше будет, если ты еще прежде поиска наставника и во время поисков будешь молиться Господу о даровании тебе духовника. Причем молиться об этом надо в духе смирения и покаяния, но пламенно. Преподобный Симеон Новый Богослов писал: «Итак, будем искать со тщанием таковых мужей, настоящих учеников Христовых, и будем с болью сердца и многими слезами целые дни молить Бога, чтобы Он раскрыл очи наших сердец для того, чтобы узнать его, если таковой найдется в этом лукавом роде, чтобы, найдя его, получить посредством его оставление наших грехов, нам, всею душою слушающим его повеления и заповеди, подобно тому как он, услышав заповеди Христовы, стал причастником Его благодати и даров и получил власть вязать и решать прегрешения, от Него разжженный Святым Духом». «Святой Дух посылает духовного отца, как плод наших исканий и напряженных молитв».
Думаю, для тебя будет полезен и небезынтересен рассказ рабы Божией Марии, одной из духовных чад схиигумена Саввы (Остапенко). Она вспоминала: «К отцу Савве меня впервые подвела в Троице-Сергиевой Лавре монахиня Киево-Покровского женского монастыря − мать София. У меня не было еще тогда духовного отца, и когда я читала утреннее правило, где есть молитва за духовного отца, то молилась так:
− Господи, пошли мне духовного отца! Спаси, Господи, всех батюшек! Так семь лет просила, но не всматривалась в священников и не выбирала, для меня они все были одинаковыми.
Мать София подвела меня к отцу Савве и обратилась с просьбой:
− У Марии нет духовного отца. Отец Савва, возьмите ее в свои чада.
− Хорошо! А ты молишься Божией Матери? − спросил меня отец Савва.
− Молюсь, как умею.
− Ну, вот тебе Почаевская иконочка Божией Матери.
Это было первое благословение отца Саввы − и благословение неслучайное. Вскоре мне пришлось поехать в Почаев и долго жить там». Под духовным руководством схиигумена Саввы Мария впоследствии сподобилась принять монашество.
Жить без духовного руководства опасно, поэтому не ставь перед собой цель во что бы то ни стало найти наставника, наделенного особыми благодатными дарами. Поиски такого духовника могут занять слишком много времени. Тебе же необходим наставник уже сейчас. Что предпринять для того, чтобы обрести доброго пастыря как можно скорее? Выдающийся афонский подвижник иеросхимонах Тихон говорил: «Чтобы найти хорошего духовника, нужно молиться три дня, а затем − как Бог просветит». Этот совет очень полезен для конкретных действий. Не пора ли тебе им воспользоваться?
Будучи еще мирянином, преподобный Макарий Великий (IV в.) пылал желанием проводить подвижническую жизнь. Однако он не был знаком ни с одним опытным наставником, под руководством которого мог бы осуществить свое намерение. От этого сердце Макария было наполнено печалью. Чтобы Господь послал ему истинного наставника, он стал усердно молить Его о помощи.
Спустя некоторое время наступил день памяти одного из святых, в честь которого, по обычаю своих почивших родителей, Макарий устроил праздничный обед. На трапезу он пригласил не только соседей, но, еще в большем числе, нищих и убогих. Присутствуя в этот день за церковным богослужением, Макарий увидел в храме почтенного старца-инока.
Этот инок имел длинные седые волосы и бороду, доходившую почти до пояса. Его лицо было бледно от продолжительного поста. Облик старца был благолепен и говорил о его праведной жизни. Этот подвижник проживал в пустынном месте недалеко от селения Птинапор. Он никогда не показывался никому из людей, и лишь в тот день, по промыслу Божиему, пришел в находящуюся в селении церковь, чтобы причаститься Пречистых Христовых Тайн.
По окончании Божественной литургии, Макарий упросил старца прийти к нему в дом на общую трапезу. После обеда, когда все, приглашенные Макарием, разошлись по домам, он задержал инока и отвел его в уединенное место. Припав к ногам старца, Макарий сказал:
− Отче, позволь мне завтра утром прийти к тебе, ибо я хочу спросить твоего опытного совета относительно дальнейшей моей жизни!
− Приходи, чадо, когда желаешь, − ответил старец и ушел в свою пустынную келлию.
На другой день рано утром Макарий пришел к старцу и поведал ему, что желает всеми своими силами служить Господу. Он усердно просил подвижника научить его, что делать для спасения своей души. Старец с готовностью откликнулся на его просьбу и целый день провел с Макарием в душеполезной беседе. Когда зашло солнце, он предложил гостю вкусить немного хлеба с солью. С тех пор Макарий приобрел благодатного учителя, который помог ему, будущему великому столпу Церкви, положить начало подвижнической жизни.
Если время проходит, а ты все не можешь найти духовника, не отчаивайся и продолжай поиски. Господь видит твои добрые намерения и поможет тебе обрести истинного наставника. Преподобный Симеон Новый Богослов по этому поводу писал: «Если взыщем, конечно, и найдем: ибо не неправеден Бог, и не радуется Он о погибели человеческой, но, как написано,ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Если Он на смерть предал Сына Своего Единородного, да мы спасены будем чрез Него, то возможно ли, чтобы, когда мы просим Его послать нам, или лучше, явить нам какого-либо истинного раба Своего, который бы руководил бы нас в деле спасения и научил знать волю Его, возможно ли, говорю, чтобы Он скрыл от нас такого человека и лишил нас чрез то истинного руководства? Нет, нет! Это никак невозможно».
Пойми: все дело в нашем усердии и желании. Господь никогда не оставит без наставника, если твое сердце охвачено пламенным стремлением жить под его руководством.
Протоиерей Евстафий Прокопчук родился на Украине в христианской семье. Он с детства слышал разговоры родственников о старцах и благодатных духовниках. Постепенно у него возникло горячее желание найти наставника, который бы вел его по пути спасения.
Между тем жизнь сложилась так, что в 1945 году молодого человека помимо его воли отправили в Казахстан для работы на шахте. В то время советское правительство приняло решение об индустриализации отсталой казахской окраины. Евстафий всю дорогу пребывал в печали. Его тревожили мысли о том, что в глухой казахской степи живут только безбожники и ему будет очень сложно находиться среди них. Что же касается мечты жить под руководством духовника, он думал, что с ней, видимо, придется распрощаться навсегда.
Однако по приезде в Караганду оказалось, что на шахтах работают много ссыльных, которых большевики выслали из центральных областей России. В основном это были глубоко верующие люди. От них Евстафий вскоре узнал, что в степном поселке Большая Михайловка живет Оптинский иеромонах Севастиан, духовный наставник многих ссыльных христиан. Душа Евстафия устремилась к отцу Севастиану.
Большая Михайловка находилась от шахты, на которой работал Евстафий, в десяти километрах. Никакого пассажирского сообщения с этим степным поселком в ту пору не было. Молодой человек отправился в Большую Михайловку на велосипеде, взятом у знакомых.
«В Михайловке, − вспоминал протоиерей Евстафий, − я нашел Нижнюю улицу, отыскал по номерам батюшкину землянку, слез с велосипеда, остановился у двери... и меня охватил страх: как мне, такому грешному, войти в келлию старца? Я присел на корточки и заплакал... Но все-таки, собравшись с духом, я решил войти. Постучался, дверь открыла матушка, впустила меня в комнату и предложила сесть. Батюшки дома не было, а когда он пришел, я встал, чтобы взять благословение. Но батюшка прошел мимо меня к киоту, перекрестился, поклонился три раза, подошел ко мне и благословил. Я смотрел на него и думал: "Вот, Господь привел меня к старцу". Это было в 1948 году». С этого момента Евстафий стал жить под духовным руководством отца Севастиана. По благословению своего наставника молодой человек поступил в семинарию, а затем принял сан священника.
Как видишь, при искреннем и горячем желании можно найти духовника даже в далекой от христианского мира степи.

Р.S.Теперь позволь кратко напомнить тебе о том, на что ты должен обратить особое внимание при поиске духовного наставника.
1. Не смешивай понятия — духовник, духовный отец и старец.
2. Имей в виду, что паства любого духовного наставника делится на различные группы.
— При выборе духовного отца ориентируйся на мнение его трезвомысленных чад.
— С осторожностью относись к восторженным почитателям невесть откуда взявшихся старцев.
— Не поддавайся попыткам затащить тебя в послушники к какому-нибудь якобы новоявленному «святому».
— Не очень доверяй рассказам экзальтированных людей о чудесах и прозорливости их духовных отцов, особенно когда при этом сами рассказчики относятся к другим духовникам нетерпимо.
— Помни, что некоторые не совсем духовно здоровые люди очень любят заявлять своим новым знакомым, что спастись в настоящее время можно только под руководством их великого учителя и, если ты не станешь его верным послушником, то непременно погибнешь. Когда же ты, познакомившись с их духовником, через некоторое время решаешь больше к нему не обращаться за наставлениями, эти люди начинают на тебя очень гневаться и даже обещать страшные кары за твое отступничество. Не придавай значения их словам.
3. Менять духовников как перчатки грешно. Однако во время поисков наставника исповедоваться у различных священников не возбраняется. Общение с ними поможет тебе лучше познакомиться с каждым из них и с Божией помощью выбрать себе постоянного духовного руководителя.
4. Если ты продолжительное время не можешь найти духовника, почаще вспоминай слова архимандрита Епифания (Феодоропулоса). Однажды один известный греческий богослов признался отцу Епифанию, что у него проблема с выбором духовника. Архимандрит Епифаний скакал ему: — Дорогой мой, у тебя проблема не с духовником, а с самим собой. Если бы все дело было лишь в духовнике, то ты бы вышел на дорогу, остановился бы и ждал. И первому встреченному тобой духовнику оказал бы полное послушание, без рассуждения. Нам не столько нужны святые старцы, сколько святое послушание. Вот чего нам не хватает. Разве все великие святые нашей Церкви имели святых старцев? Нет! Но они имели святое смирение и святое послушание, поэтому и стали святыми.
Аватара пользователя
Халида

Ислам

Сообщение Халида » 05 июл 2016 10:09

Качества истинного наставника

обучение магии 
..... не будет истинной богобоязненность, пока в сердцах людей не будет истинной любви к Всевышнему и Его Посланнику» . А истинной любви к ним не может быть, пока в сердце есть любовь к мирскому. И из-за этой любви в человеке зарождаются такие пороки, как алчность, развратность, зависть, ненависть, лживость, хитрость, коварство, гордость, любовь к похвале, стремление к власти и почету. Это и есть скрытые болезни сердца, о которых пишет имам Аль-Газали в книге «Ихъяъ». Это и есть то, что запретил Всевышний в Коране (смысл): «Скажи: “Поистине запретил Аллах мне деяния недостойные (тяжкие грехи): как явные, так и скрытые”» (сура «Аль-Араф», аят 33).
Это такие болезни, избавиться от которых невозможно без духовного наставника. Излечить пороки сердца, облагородить свой характер и воспитать себя, а также усердствовать в частом и искреннем поминании (зикр) Аллаха возможно лишь с помощью духовного наставника — совершенного муршида, шейха.
Но, как мы знаем, в последнее время часто слышим, что такой-то человек стал шейхом, что такому-то дали разрешение на наставничество, что у такого-то есть чудеса, а у такого-то их нет. В результате этого очень многие заблуждаются и запутываются в паутине, в которой переплелись истина и ложь, а отличить их может только тот, кого Аллах направил на путь истинный. Сегодня мне бы хотелось рассказать о качествах истинного духовного наставника, чтобы мы задумались над этим и сумели отличить истину от лжи.
Хасан-афанди аль-Кахиби в своей книге «Аль-Буружу Мушаядат» пишет: «В книге «Фатава аль-Умария» пишется, что муршид, который имеет право на наставничество, должен обладать обязательными знаниями шариата и следовать им без отклонений, изменений и противоречий. Он должен направлять людей следовать шариату, поминать Аллаха, не отвлекаясь на что-либо (из других мыслей), кроме мыслей об Аллахе, учить людей богобоязненности и отдалению от того, что запрещает Ислам.
Муршид — это тот, кто смотрит на людей взглядом милости и снисхождения, проявляет жалость к маленьким и уважение к старшим, он тот, кто прячет их проступки и упущения, знающий болезни сердца и их лечение».
Также, Хасан-афанди в своей книге «Васаил-уль-мурид» описывает необходимые качества, которыми должен обладать шейх, имеющий право на наставничество.
1. Знать законы шариата (т. е. дозволенное, запретное, обязательное, желательное и т. д.) и то, что необходимые для мюрида (ученика).
2. Знать нравы, характеры людей, хороших и плохих, похвальных и порицательных, а также знать методы излечения плохих.
3. Получить воспитание у совершенного шейха, путем обучения всех ступеней тариката.
4. Тянуться к Всевышнему всем сердцем и душой и не желать ничего, кроме довольства Аллаха во всех его деяниях и намерениях.
5. Любить Аллаха беззаветно и безгранично, ибо от любви к Аллаху зависит и любовь Аллаха к нему.
6. Познать Аллаха посредством отдаления и отречения сердцем от всего сущего (т. е. от всего того, что создал Аллаха), кроме Него.
7. Познать Аллаха с помощью Его прекрасных имен, сифатов (атрибутов) и деяний в том объеме, в котором человек способен Его познать.
Кроме вышеперечисленных качеств муршида, есть еще многие другие, но мы не можем и не в силах полностью охватить и описать их. Но есть еще более важное, над которым многие даже и не задумываются, и потому порой соглашаются с каждым, кто назовет себя шейхом.
1. Тот, кто занимается духовным наставничеством, должен сам освоить и пройти ступени тариката путем наставничества у истинного и совершенного шейха, муршида, который в свое время получил воспитание, а также имеет разрешение на наставничество.
2. Он должен быть связан с цепочкой (сильсила) устазов, которая, начиная от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), дошла до него, путем передачи от одного к другому через совершенных шейхов.
3. Он должен получить разрешение (иджаза) на наставничество от шейха, который имеет право на обучение учеников (мюридов) и имеет право давать разрешение на наставничество другим. При этом истинные шейхи его времени должны засвидетельствовать о том, что тот достоин этого.
4. Ему должно быть повелено (амру) после разрешения, чтоб он занялся наставлением (иршадом).
5. Он должен наставлять и обучать мюридов согласно основам тариката, которому он обучает, не изменяя ничего, не добавляя и не отменяя. Имам тариката Халидшах аль-Багдади сказал: «Тот, кто изменит основы нашего тариката, — не из нас». Так говорили и другие имамы тариката.
6. Он не должен говорить и совершать что-либо, противоречащее основам шариата.
Если он не будет отвечать вышеперечисленным условиям в совершенстве, то такому человеку нельзя заниматься духовным наставлением, как не разрешается лечить, делать операции и принимать больных врачу, не прошедшему практику и не имеющему на то разрешение.
В наше время, да и в другие времена, были люди, говорившие, что истинные шейхи должны уметь летать, ходить по воде, на пятничную молитву улететь в Мекку, говорить о тайных вещах, т. е. показывать людям караматы. Но посмотрите сами, среди тех качеств, которыми должен обладать шейх, нет ни одного пункта, где говорится о том, что шейх должен обладать караматами и что тот, кто не имеет караматов, — не шейх. В книге «Аль-Буруджуль аль-Мушаяда» пишется, что обладание караматом не является условием для муршида, потому что караматом не обладали асхабы и табиины, за исключением некоторых из них. Также Хасан-афанди пишет, что самый большой карамат — это истикамат, т. е. полное следование Корану и Сунне, ни на йоту не нарушая предписания Корана. Из вышесказанного становится ясным, что обладание чудесами и караматами не является критериями, определяющие истинность шейха.
Порой, когда мюриды шейха совершают харам (пьют, курят), некоторые люди говорят, что если бы он был бы истинным шейхом, то его мюриды так не поступали бы. Хотелось бы посоветовать тем, кто так говорит или думает, остерегаться запретного и придерживаться дозволенного, следовать предписаниям Корана и Сунны — это обязанность каждого мусульманина, то есть это и есть то, к чему призывает нас Ислам. И если мусульманин не следует предписаниям, то он впадает в грех, однако шейх не несет ответственность за его поступки и грехи. Шейх обучает их остерегаться грехов, помогает избавляться от них. Но принудить мюрида следовать своим наставлениям шейх не может, потому следовать или не следовать наставлениям своего шейха — это дело мюрида, если он хочет встать на правильный путь и исправиться. И если мюрид не следует наставлениям, не прислушивается к ним, то причем тут шейх! И если вину за ошибки и проступки некоторых мюридов мы будем приписывать шейху, то это будет неверием в Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение). Ведь Пророк (мир ему и благословение), например, как бы ни пытался, не смог направить своего дядю Абу Лахаба на истинный путь. В Коране говорится (смысл): «О Пророк! Ты не можешь направить всех, кого захочешь, кроме тех, кого наставлю Я. И ты не в ответе за них, ибо ты послан только для призыва к Единобожию» . Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если бы я мог наставить людей, я бы все народы привел в Ислам, а если бы сатана мог сбить людей с пути истины, он бы не оставил на земле ни одного мусульманина» . И еще, если мы за каждого неудавшегося мюрида будем винить учителя, то должны ли мы за каждого не выздоровевшего пациента винить врача?
Из вышесказанного становится ясно, что обязанностью шейха не является оберегание учеников от грехов. Шейх учит людей богобоязненности, познанию и любви к Аллаху. Тот, кто познает и полюбит Его, в нем будет проявляться богобоязненность, которая и приведет его к следованию повелениям и запретам Всевышнего.
Да сделает Аллах нас из числа тех, которые могут отличить ложь от истины и будут следовать этому. Амин.
Мухаммад МУХАММАДОВ
Аватара пользователя
Халида

Буддизм

Сообщение Халида » 05 июл 2016 11:01

"Правильное отношение к учителю

Правильное отношение к учителю - краеугольный камень духовной практики. Однако само понятие «учитель» за последнее столетие было искажено и крайне мистифицировано и для серьезного понимания нуждается в очищении.
Наиболее известный санскритский термин, обозначающий духовного учителя - это Гуру. Тибетцы переводят гуру как лама.
Гуру - собрание благих качеств, духовный учитель, великое существо.
Ла - наивысший, непревзойденный.
Ма - мать.
Ламы напоминают матерей в том, что они дают внутреннее рождение тому, что является наивысшим. Ламы - сверх обычного духовно-развитые люди.
Ла - сердце, устремленное к просветлению на благо других. Ма - мудрость, которая является матерью всех духовных достижений. Лама, таким образом, есть сердце полное самопожертвования и мудрости.
Одним словом, гуру и лама представляют собой личности, чье присутствие впечатляет, возносит, воодушевляет других. Подобно хорошим матерям ламы нянчат учеников и выращивают их до взрослого состояния духовной зрелости!
В тибетском буддизме Духовным Наставником признается тот, кто способен вести учеников к нирване и Пробуждению. Чтобы понять, что Наставник именно таков, нужно хорошо изучить его взгляды и поведение, опираясь на свои собственные знания и авторитетные тексты. Потенциальный ученик должен представлять, каковы критерии достижения тех целей, к которым он стремится, и в соответствии с ними он должен выбирать себе Учителя.
Когда человек знает о больших преимуществах наличия Благого Друга, и волею судьбы встречает подходящего Наставника, то ему было бы глупо упустить возможность быстрого достижения своей цели.
После нахождения подходящего Гуру следующим шагом будет правильное вверение себя ему, не имеющее ничего общего с фанатичным поклонением, а касающееся быстрого и правильного усвоения совершенных наставлений, получаемых от Учителя, соответствующих целям ученика.
Отношения учителя - ученика в тибетском буддизме строятся на воззрении о причинности (закон кармы) и признании перерождений.
Выбор Учителя происходит на внутреннем, ментальном уровне. Необязательно проходить для этого через какое-то формальное посвящение. Так, прочитав книгу по Дхарме того или иного учителя, вы можете подумать: "Он - мой наставник, он укажет мне путь", и в сердце принять этого человека как своего духовного наставника. Тогда он станет вашим Духовным Учителем.
Но Учитель тоже, со своей стороны, должен взять на себя ответственность за вас как за своего ученика. То есть, здесь должно произойти принятие как с одной, так и с другой стороны, должна произойти встреча двух умов. Когда между двумя людьми появляется такое чувство, то после этого, если вы с таким чувством услышите хотя бы строчку Учения, вы становитесь учеником, а он - вашим Наставником.
В отношениях Учитель - ученик главное, конечно, это настрой ученика. Даже если Учитель не знает о вашем существовании, если вы преданы ему и считаете себя его учеником, вы таковым и являетесь. Например, у Его Святейшества Далай-ламы очень много учеников, и он далеко не всех их них знает лично.
Знайте и помните, что ученик, приняв кого-то в качестве Духовного Наставника, несет ответственность за сохранение своей преданности Учителю."
Аватара пользователя
Халида

Нужен ли женщине духовный наставник...

Сообщение Халида » 05 июл 2016 11:34

Нужен ли женщине духовный наставник... Торсунов О. Г.
phpBB [youtube]
Аватара пользователя
Z
Участник Клуба
Участник Клуба
Сообщения: 6543
Зарегистрирован: 26 июл 2009 08:48
Обучение магии, это:: Жизнь. Ты можешь это принять или это отрицать, но ты всё равно учишься. Быстро или медленно, твой выбор только в этом.
Откуда: Томск
Благодарил (а): 604 раза
Поблагодарили: 479 раз
Контактная информация:

Сообщение Z » 06 июл 2016 08:47

Торсунов интересный мужик.. Он даёт людям ведические знания, да это так.. И очень многое из того о чём он говорит действительно верно, он просто цитирует писание..
Но для того что бы это правильно понимать, нужно понимать для каких людей даются эти знания..
Это знания для 1-2 касты.. 3 каста для них это вершина.
Свет всегда светит и все освещает, научись принять его, и сам будешь свет..
Аватара пользователя
Халида

Сообщение Халида » 06 июл 2016 09:26

Z писал(а):Торсунов интересный мужик.. Он даёт людям ведические знания, да это так.. И очень многое из того о чём он говорит действительно верно, он просто цитирует писание..
Но для того что бы это правильно понимать, нужно понимать для каких людей даются эти знания..
Это знания для 1-2 касты.. 3 каста для них это вершина.

Для того что бы избежать нападок с твоей стороны пишу сразу, что Торсунова выложила сюда не как образец того что он меня устраивает как духовный учитель, а как иллюстрацию темы, хотя сейчас кришнаиты единственные кто открыто и на доступном уровне для масс проповедуют писание...и судя по текущему набору и роликам клуба в сети к предстоящем семинару клуб сейчас взял ориентацию на людей 2 и начала 3 касты, так что все в тему... :hi:
Хочу задать вопрос сколько человек на данном эзотерическом форуме читали писание, которое цитирует Торсунов или кто прочитал всю Махабхарату? А главное кто что там сам понял... :) без помощи духовных наставников и включения в общий эгрегор...
Аватара пользователя
Z
Участник Клуба
Участник Клуба
Сообщения: 6543
Зарегистрирован: 26 июл 2009 08:48
Обучение магии, это:: Жизнь. Ты можешь это принять или это отрицать, но ты всё равно учишься. Быстро или медленно, твой выбор только в этом.
Откуда: Томск
Благодарил (а): 604 раза
Поблагодарили: 479 раз
Контактная информация:

Сообщение Z » 06 июл 2016 14:29

Абсолютно не каких нападок.. Просто маленькое уточнение. Для того что бы лучше понимать, то что даёт Торсунов.
Более того, твои выкладки здесь этой темы это очень полезное дело. Спасибо.
Свет всегда светит и все освещает, научись принять его, и сам будешь свет..
Аватара пользователя
Халида

Неоиндуистская "Церковь Центр Шри Чинмоя"

Сообщение Халида » 17 июл 2016 15:48

Основатель и бессменный руководитель американской религиозной организации «Церковь Центр Шри Чинмоя», более известной как «Центр Шри Чинмоя»
Шри Чинмой "Учитель и Ученик.Проникновение в суть отношений между Гуру и учеником."
"...Духовные Учители бывают трех типов. Один говорит: «Я сделаю для тебя все, дитя мое. Тебе ничего не придется делать. Можешь спать, пить, наслаждаться витальной жизнью, можешь делать все что угодно. Просто живи в своем мире, а я дам тебе осознание и освобождение. Тебе не придется ничего делать». Держитесь от такого духовного учителя как можно дальше.
Учитель второго типа говорит: «Я сказал тебе, где находится Истина. Я постарался тебя вдохновить. На этом я исполнил свою роль, а теперь тебе надо упорно работать, чтобы достичь цели. Теперь ты должен открыть свою внутреннюю божественность». Такой Учитель не разрешает ни одной проблемы ученика. Это слабый Учитель, даже если он и искренен.
Наконец, существует Учитель третьего типа. Благодаря своему абсолютному единству с высшим Всевышним он говорит ученику: «Дитя мое, пойдем вместе. Ты будешь устремляться, а я буду приносить свыше бесконечную Милость и Сострадание Всевышнего. Я уже достиг собственного спасения, но я пойду с тобой и буду тебя направлять. Давай трудиться вместе». Это настоящий духовный Учитель...
...Этот Учитель учит одному, другой — чему-то другому, а третий может учить совершенно иному. Вы, возможно, думаете, что это похоже на разные школьные предметы: историю, географию, философию и так далее. Но я хочу сказать, что в духовной жизни есть лишь один предмет — осознание Бога. Чтобы изучить этот предмет, самый сложный предмет, нужно следовать одним определенным путем. Если это путь преданности — прекрасно. Если это путь знания — прекрасно. Если это путь бескорыстного служения — прекрасно. Кроме того, можно сочетать их все в одном. Когда вы осознаете Бога, все пути сольются, три основных пути — путь преданности, знания и бескорыстного служения — неизбежно соединятся в один..."
Источник

Вернуться в «Священные Писания, Легенды и Предания»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 26 гостей