Сообщение Амонар » 29 июл 2015 19:21
В статье под названием «Путь просветления в мистериях Митры» Юлиус Эвола пишет о доктрине нерастворимости, откуда мы процитируем наиболее важный отрывок:
«На самом деле в большом количестве школ мысли, которые нужно считать скорее мистическими, нежели эзотерическими, присутствует тенденция растворять индивидуума в безличностной реальности, описывается ли она как недифференцированная бесконечность (например, ниргуна-брахман традиции Веданты) или как трансцендентный порядок или гармония. Растворить ядро Самости в этой безличной реальности, «как крупица соли растворяется в океане воды» — такова заявленная цель этих школ мысли, которые рассматривают любую идею об утверждении, борьбе и духовной субординации как совершенно бессмысленную. Наоборот, магическая традиция понимает духовный мир в совершенно ином смысле, поскольку она твердо придерживается идеи индивида[3], или идеи утверждающего центра, существующего за пределами всякого «растворения», хотя и в ином смысле, нежели чисто физический порядок или недифференцированную универсальность, но скорее как сочетание необузданных глубинных сил, существующих в свободном состоянии – ужасном и благословенном одновременно».
Mysterium tremendum и mysterium fascinans. То, что Эвола называет “утверждающим центром, существующим за пределами всякого растворения” Юрий Мамлеев обозначает как «Я», а мы нарекли в 2009-м, возможно, не совсем удачным термином Nihiladeptus, подразумевая под этим «достигшего Ничто», или вышедшего за пределы всерастворяющего Абсолюта. Это тот, кто прошел испытание пустыней и выдержал взгляд Бога. Можно сказать, что это идущий путем Митры, как это описывается у Эволы.
Доктрина Нерастворимости глубинно связана с неподчинением («в самом Абсолюте должна быть заложена возможность отхода от Него, возможность «бунта». Ю.Мамлеев). Идущий по пути нерастворения, никогда не остается в роли пассивного наблюдателя, воспринимающего сакральное. Напротив, он готов испытать на себе силу пылающего Эона и либо окончательно погибнуть, либо выдержать испытание и, строго говоря, перестать быть просто человеком (к чему, собственно, и ведет инициация). Как известно, Эвола призывал к неподчинению и последнему испытанию, указывая на то, что «небеса берутся силой» (см. «Герметическая Традиция», статья «Путь просветления в Мистериях Митры», «El camino del cinabrio”, “Introduzione alla magia quale scienza dell’Io” и др.).
Без лишних пояснений ясно, что Эвола был адептом «доктрины нерастворимости», ярким представителем героической традиции Ars Regia. Мамлеев, который ищет язык метафизической парадоксии (поскольку описать суть его учения, используя привычные языковые средства, практически невозможно), опирается, прежде всего, на свой внутренний опыт, в котором мы видим не что иное, как процесс духовной алхимии. Вызов, который бросает Мамлеев, — не просто «взятие небес силой», но и немыслимый отказ от завоеванных небес. По достижению Богореализации происходит отрыв от Абсолюта, от Единого, от Первоосновы и возвращение на Периферию Бытия. «Именно там, — пишет Мамлеев, — а не в торжествующей полноте Абсолюта возможно найти «дыры» в истинную Тьму, в Бездну, лежащую по ту сторону Абсолюта». Иными словами, за инициацией в Абсолют следует инициация в Бездну. Только обретение утверждающего центра («сердце Диониса», не доставшееся титанам, детищам хтонической Матери) позволяет решиться на повторный Πρόοδος (греч. исхождение). В Бездну, «Хасму», гесиодовский Хаос.
Н.Сперанская
фрагмент из статьи "Свидетели Бездны: инициатический путь глазами Юлиуса Эволы и Юрия Мамлеева"