Боги

Все что касается славянской культуры, традиций, мировоззрения, практик. Эзотерический форум это живое знание. Славянская культура это тоже живое знание, вне зависимости от количества лет.

Модератор: Z

Аватара пользователя
Zelistrata
Сообщения: 2793
Зарегистрирован: 12 дек 2010 22:34
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

Боги

Сообщение Zelistrata » 27 июл 2013 23:47

МАРА
Изображение

Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Мара является дочерью богини Лады и Сварога (Марена Свароговна), сестрой Живы, Лели и Леля. Её мужем считается Кощей, а детьми Богумир, Желя и Карина. Судя по другим преданиям, сказкам, былинам, мужем Мары был и Даждьбог. Морана – это само воплощение нечистых сил. Она заведует навью и пеклом.

По поверьям скитается в снегах и иногда навещает явь, что бы сделать чёрное дело. Кроме того, каждое утро она подстерегает солнце, что бы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света (Ярило, Жива), что бы как можно дольше продлить на земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре, который сейчас мы можем видеть на масленицу. Имя Мораны дало начало таким словам, как: мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть и др. Вероятно в древности эту богиню называли двойным именем Мара-Марена; немного позже было предположение, что это вообще два разных, но родственных божества, однако сейчас многие исследователи славянской культуры уверены, что Мара и Марена это имена одной Богини.

Символами богини Мораны являются Чёрная Луна, разбитые черепа, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Её сакральные вещи – это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной и что бы достичь их нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь.

Марь – это Мёртвая Вода, то есть противоположность живительному свету или Солнечной Яри. Однако, без Мары, как и без Чернобога невозможна была бы жизнь на земле, и она также участвует в поддержании равновесия. Без смерти не может быть жизни и жизнь – это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни или обретение свободы в иной реальности. Забирая души из Яви, Мара делает великое дело и даёт душе новое существование. После Зимы всегда наступает Весна. Это неизбежный процесс, в котором участвуем все мы, а Мара является главным действующем лицом в этой игре. Кроме того, Моржана является богиней смерти и болезней в мире ЯВИ и богиней вечной молодости в мире НАВИ.

В день весеннего равноденствия (современное название – Масленица, языческое название праздника — Комоедицы) славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги – Мары. Мары – это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся — тот непременно заболеет и может даже умереть. Самый известный дух из мар – это Кикимора. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это (маруты) духи злых воинов, шведы и датчане – души умерших, болгары — души умерших младенцев. Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество. В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане. Древние кельты верили, что души воинов с места брани забирает Морриган.

Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье вышитом драгоценностями. Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и зовёт с собой зиму, она ещё молодая и полная сил, а вот на масленицу (комоедицы) она уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодому Яриле, который приводит в мир весну. В её руках часто изображается серп или коса. Она даёт жизнь в явьем мире и забирает по прошествии времени душу в навь. Поэтому кумир Маре ставили возле поминальных курганов и капищах с крадой (жертвенником).

С ликом Марены или её идолом славяне-язычники обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам. День Марены традиционно отмечают 1 Марта.

Судя по достоверным источникам, многие историки и исследователи считают, что капище Мораны находилось на месте современного месторасположения Останкинской башни.

Символ Мары выглядит так:

Изображение


Изображение

http://one-must.ru/?p=4736

Славянские боги и богини являют собой не только собирательный образ Сил Природы, но и несут сакральный смысл.
И самое важное в нашем с вами исследовании верований наших предков — понять единство Мироздания. Понять, что только неразвитый ум и примитивная Душа могут разделять Единый Мир на “хорошо-плохо”, “Свет-Тьма”, “Добро-Зло”.
Все больше познавая древние знания, доступные нам, мы должны научиться распознавать подтекст и тогда глубокий смысл, заложенный в этих, таких примитивных на первый взгляд, мифах, засияет многогранностью Истины.

Продолжаем. И сегодня у нас очень неоднозначная богиня – Мара. Богиня Тьмы, холода и Зла. Но именно она послужила прообразом Зимы, Снежной королевы, Смерти и других, не менее притягательных и сильных женских образов.
Не отвергайте, не отделяйте и не отрицайте эти энергии в себе, так же, как и энергии , кторые воплощены в красавице и умнице – богине Коляде. Это все – Мы с вами, дорогие Женщины! Это различные грани нашей Души. И только в нашей воле – какие из них проявляются, как они используются нами!
Слушаем :
” В конце дня, бросив прощальный луч, Божич – Солнце отправляется на покой.
Догорает последняя полоска заката, и Землю окутывает плена ночного Мрака.
В этот час появляется странная женская фигура в черном одеянии с головой под мышкой. Ходит она между жилищами людей, от хаты к хате, и выкликает имена хозяев.
Тот, кто откликнется на ее зов, умирает.
Это забавляется Мара – богиня Зла, Темной Ночи., Кошмаров, Страшных видений, Болезней и Смерти – повелительница царства мертвых.
Люто ненавидит она Жизнь и является заклятым врагом всех светлых богов, особенно Коляды.
От тайной любовной связи со Змеем-Драконом имеет Мара 13 дочерей-лихорадок. Каждая из них имеет имя, описывающее их суть : Трясея, Огнея, Ледея, Гнетея, Грынуша, Глухея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Глядея, Ломея, Сухея и Невея-Плясавица. Эти зловещие девы – уродливые и безобразные-дополняют злобную направленность своей матери и помогают ей изводить Добро в ире.
Трясея несет горячку и смерть.
Огнея производит внутренний жар, распространяет тиф и другие болезни.
Ледея знобит, несет простуду и отмораживает конечности.
Гнетея ложится человеку на ребра и давит, угнетая утробу, лишая аппетита и вызывая рвоту.
Глухея – уродина без ушей и рта – налегает на голову, ломит ее, закладывает уши, отчего человек глохнет.Грынуша устраивается на груди, у сердца и вызывает хрипоту и харканье.
Пухнея пускает по всему телу отек.Желтея – иссохшая, с желтыми глазами и лицом, немощная, несет людям желтуху.
Коркуша – покрытая струпьями и язвами, поражает коростой, оспой, чирьями и струпьями, корчит, сводит жилы на руках и ногах.
Глядея мучит бессонницей, не позволяя человеку сомкнуть изможденные веки.
Ломея, с вывернутыми конечностями и повернутой назад головой, несет людям болезни костей, вызывает наросты на суставах.
Сухея высушивает больного, как дерево.

Невея-Плясавица – всем лихорадкам сестра старшая – неистово хохоча, закатив глаза под лоб, насылает на свои жертвы безумие. Она проклятее всех. И уж в кого вселится, тому не избежать погибели.”
Вот так. Напоследок хочу вам напомнить следующее – человек волен впускать в себя Силу добра, Зла, или Гармонию. И без позволения человека ни одна лихорадка не в состоянии вселиться в него!
А разрешением таким служат злые, отчаянные, безысходные МЫСЛИ и ЭМОЦИИ!!!!!
Любите и берегите СЕБЯ.
Будьте гармоничны и счастливы.
И пусть Мара со своими дочерьми десятой дорогой обходит ваш светлый дом!


Считается, что Великая Боги­ня Марена имеет на крайнем севере Мидгард-Земли Ледяные Чертоги, в которых Она любит отдыхать после странствий по Сварге Пречистой.

Когда Богиня Марена приходит на Мидгард-Землю, вся Природа засыпает, уходит на покой, погружаясь в долгий трехмесячный сон, ибо сказано в Саньтиях Веды Перуна: »Великое Похолодание принесет ветер да'Арийский па зем­лю сию, и Марена на треть Лета укрывать будет ее своим Белым Плащем» (Саньтия 5, шлока 3).

А когда Марена Свароговна уходит в свои Ледяные Чер­тоги, на второй день после дня Весеннего равноденствия происходит пробуждение Природы и разнообразной жизни. В честь проводов Богини Марены на Север ежегодно отме­чается праздник Красногор, День Масленицы-Марены, на­зываемый также Проводами Богини Зимы (современное на­звание - Проводы Русской Зимы).

В этот день сжигается кукла, изготовленная из соломы, символизирующая не Богиню Марену, как многие думают, а снежную Зиму. После ритуала сжигания соломенной кук­лы горсть петла развеивали над полем, садом или огоро­дом-, чтобы вырос хороший, богатый урожай. Ибо, как говорили наши Предки: «Богиня Веста на Мидгард-Землю пришла, на Красногор новую жизнь принесла, огонь запалила и зимние снега растопила, всю землю живой силой напоила и от сна Марены разбудила. Будет Мать Сыра Земля полям нашим жизньродящую силу давать, будет отборное зерно в полях наших прорастать,чтобы всем Родам нашим - хоро­ший урожай дать».

Но Богиня Марена, кроме наблюдения за отдыхом Приро­ды на Мидгард-Земле, когда Мать Природа набирает живи­тельные силы для весеннего пробуждения и жизни расте­ний и животного мира, наблюдает еще и за жизнью людей. А когда приходит время людям из Родов Расы Великой отправляться в долгую дорогу по Золотому Пути, Богиня Марена дает наставления каждому умершему человеку в соответствии с его земной Духовной и мирской жизнью, а также в соответствии с полученным созидательным опы­том, в каком направлении ему продолжать свой посмерт­ный Путь, в Мир Нави или в Мир Слави.

Богиня Марена является Покровительницей Чертога Лисы во Сварожьем Круге.

Гимн-Правьславление:

Марена-Матушкл, Славна и Триславна буди!
Мы, Тя, извечно величаем,
безкровны Требы и Дары для, Тя, все-Родно возжигаем!
Даруй нам достаток во всех деяньях наших,
и сохрани от мора скотину нашу,
и не давай опустеть житницам нашим,
ибо велика есть щедрость Твоя,
ныне и присно и от Кругл до Кругл!
Тако высть, тако еси, тако буди!

( первые три ссылки по теме Мары в поисковике- и сплошные ужастики :) )


В славянской мифологии сейчас уже еле заметно просматривается конфликт обоих половин человеческого рода. Этот конфликт носил ритуальный характер и проявился в том, что было у нас язычество мужское и женское. Веками бытовали эти религиозные системы изолировано друг от друга, не пересекаясь.
Мифологическая разделенность этих двух религиозных систем оставила нам в наследство фрагменты воспоминаний о том, что нечетные числа - женские (враждебные). Третий день недели Среда - одновременно есть и женский мифологический персонаж подобный Мокоши - высокая баба в белом. Ночное время и время лунного календаря тоже женское. Хозяйственная деятельность, бытовое поведение, семейные обряды и ритуалы определялись фазами луны. Иначе говоря, все это было сферой женской деятельности и женского лунного календаря.
1. Начиная говорить о Маре - древнейшей богине женской религии, мы понимаем, что ее религиозный масштаб никак не укладывается в приведенную ранее картину мироздания. Мара как бы существует параллельно, сохраняя свою первозданную независимость. Если все же осмыслять ее место, то надо признать, что Мара есть воплощение изначальной Мировой Воли, с участием которой творился Мир.
Такой же древней, но все же не первой, оказывается и богиня Мокошь. Имена обоих богинь созвучны, и возможно они имеют одно происхождение. Толкователи имен производят имя Мокоши от слова мокнуть. Мокошь наделяет жизнью весенние воды, и именно она должна быть Богиня весенних гроз по мифологическим представлениям Афанасьева. Струи дождя подобны нитям и прядям, и глядя на них, некоторые люди понимают, что великая богиня ткет мироздание.
По финскому эпосу, Велес - бог певцов Вяйнемеин, рождается матерью воды, первой роженицей, к которой по своей водной природе приближена наша Мокошь.
Но помимо весенних дающих жизнь вод есть и иные, мертвые воды. Воды осеннего времени. Воды, ведущие в слякоть и тьму зимы. Их хозяйкой оказывается уже богиня зимы Марена, стремящаяся забрать живое начало.
Мокошь, Марена, Море, Мор, Мара - созвучные имена, связанные с водной стихией, с живым и мертвым началом.
Образ Мокоши восходит к древнейшей богине матриархата. Иногда он и совмещается с нею, но более поздние духовные наслоения заставляют нас видеть Мокошь хотя и пожилой, но современной, приближенной к людям богиней. Мара же - это богиня не опускающаяся к людям. Она не разделяет людские мысли и страсти, но в далеком прошлом, еще до рождения многих богов, она несла в себе и Мокошь и Марену. Это та опасная богиня, что жила великой Ягишной в глубоком лесу много тысячелетий назад.
2. В седой древности матрической эпохи, когда люди не знали главенства Рода, царила величайшая богиня Мара - оборотень, хозяйка леса, госпожа дня, ночи, солнца и месяца, утренних и вечерних зорь, владелица жизни и смерти. Прекрасные женщины с длинными волосами и совершенными тяжелыми формами, молили ее сохранить им жизнь и дать здоровых детей. Это было самым главным. Украшения и наслаждения перед этим ничего не стоили. А власть - она приходила сама со старостью, и ее не зачем было желать. Образ Мары виделся в глубине пещер, в лесной глуши, во мраке воды, в движении зверя. Она же была великая Мать, Мать-Сыра Земля, она рождала злаки для насыщения людей и травы для скота. Но она же наводила мор и беды.
Она не была доброй и не была злой. Она была Хозяйкой жизни, она повелевала случаем. И как люди кормили кур до времени, а потом резали их к сроку трапезы, так же и Мара следила за людьми, давала им плодиться и быть сытыми, но потом забирала их жизнь, когда возникала у нее в этом нужда.
Зачем Мара брала людей, и что из них делала? Как они служили ей потом, после земной смерти? Со всеми случалось по-разному. Некоторых она съедала, а от других оставляла части тела - руки и ноги, которые выполняли работу в ее хозяйстве.
Мало что могло разжалобить эту богиню, которая несла смерть, но до времени давала и жизнь. Лишь немногим из тех прекрасных женщин позволила она дожить до глубокой старости, видеть своих правнуков и чувствовать себя госпожой рода, быть хозяйкой подобно самой Маре. Когда забирала Мара и ее, то тело относили в глубокий лес, где оставляли в жилище, поставленном на "куриной ноге" - высоком пне спиленной ели.
3. Так поселялась в лесу очередная ягишна. А потомки, объединенные ее духом, звались рода. Рода - слово женское, бытовавшее в Тверской и Псковской землях, (см. словарь Даля). Русское имяречение еще помнит и женские отчества. Исторически очень недавно, когда родство стало у нас числиться только по отцу, укрепилось понятие земного рода в мужском значении.
Прошли тысячи лет, и древние люди вышли из под власти Мары. Появились другие боги, усложнился смысл жизни. Люди поняли, что боги не разводят их как кур. Но Мара продолжала держать в своих руках женские нити рождения и смерти, и страх перед нею остался. Ей поклонялись, ее почитали и боялись, стремились выйти из под ее власти, но и не теряли с ней связь. Ведь по разному может повернуться жизнь. И все же народное сознание боролось с Хозяйкой Жизни, стремилось превозмочь ее силу.
4. Истинной вотчиной Мары, где она чувствует себя полновластной хозяйкой, остается Белая Русь. Там и сегодня мы находим идолов Мары и ее культ.
Еще в начале двадцатого века, у дороги между селами Долгиново и Жары Вилейского района, стоял каменный идол - женщина с крестообразно расставленными руками. Нынче идол лежит на траве, на территории минского музея, (Ляукоу Э.А. "Маукливыя сведки минуушчыны", Мiнск, 1992). У ног женщины стоит ребенок, руки которого так же расставлены, он охватывает ноги богини, в надежде получить защиту.
Надо думать, что крестообразное положение рук спасло, в свое время, идол от уничтожения, хотя крест в фигуре идола не читается. Во-первых, видно, что фигура имеет плечи. Во-вторых, христиане, расширяли вверх концы каменных крестов и подчеркивали их прямоугольную форму именно для того чтобы отдалить их сходство с человеческой фигурой. Здесь же концы несколько опущены и закруглены, а тело имеет груди и прямоугольное углубление - место для жертвенного дара. Безусловно, здесь мы имеем дело с идолом женской богини. Левков полагает, что это идол белорусской Мары.
Раскинутые руки совершенно ясно передают ощущение шири, присутствия во всем Свете, всевластие, охват (пахотного) поля, охват всего не огороженного пространства. Каждый человек убедится именно в таких ощущениях, если он встанет на поле, подымет голову, расправит плечи и раскинет руки.
Женские богини Мокошь, Лада и Леля на русских вышивках всегда изображаются с расставленными руками, в локтях, их руки подняты к Небу - к верхнему миру. У белорусского изваяния они тоже расставлены, но располагаются горизонтально, к Небу не подняты, а обращены к среднему миру, к нам.
На спине фигуры находятся три процарапанных в камне одинаковых рисунка. Они похожи на большие снежинки, звезды, сияния, источники лучезарного света. Они не являют собой законченные ромбы или квадраты, поэтому их нельзя отнести к изображениям пахатного поля, которые иногда присутствуют на животах женских божеств. Кроме этого, есть по крестообразной фигуре на обоих рукавах.
Безусловно, изваяние концентрирует в себе идею женского начала в мироздании. Надо считать, что оно являлось одним из центральных предметов культа великой женской богини, каковой была Мара, и поэтому должно занять соответствующее место в культуре и вере языческой Руси.
5. Другие известные каменные идолы Мары лишь отдаленно напоминают женский облик и созданы самою Природой. Люди нашли их среди иных валунов и лишь немного поправили. В прошлом веке на всю Беларусь были известны два вертикально стоящих камня: Демьян и Марья. Они веками стояли на одном месте. Рядом с ними была сооружена христианская часовня. Стояли камни на горе, на краю села Пережир, у р. Свислоч, под Минском. Гора зовется Проща. Проща - слово языческое, первоначально оно связывалось с горами, родниками и деревами, которые брали на себя людские тяготы. По другую сторону деревни, диаметрально противоположно святилищу Мары, расположен курганный комплекс.
Демьян стоял в стороне, в двухстах метрах от Марьи и редко привлекал чье-то внимание. Известность и популярность имела Марья. Камень Марьи напоминал женскую фигуру с руками, упертыми в бока, формы камня давали намек на груди. К ногам вплотную примыкал другой камень с выдолбленным корытцем - в него складывали деньги.
В семидесятых годах девятнадцатого века этот камень активно исцелял паралитиков, глухих, немых, хромых и вообще всех немощных. Несли Марье полотно, лен, шерсть, сало, живых поросят, цыплят, овец, деньги и т.д., кто что имел, то и вез. Иногда жертвы возами возили со всей Беларуси, так их было много! К сожалению, Левков не говорит - куда все это потом девалось, но это легко домыслить. Идол Мары - Марьи со всем своим культом был поставлен на службу церкви, значит, пожертвования брала церковь. Но христианского в этом культе было мало.
Сперва перед изваянием раскладывали дары и склоняли голову: "обрекались". После этого богиню просили помочь в беде, дать суженного, принести хороший урожай. Далее шли к часовне, которая была не далеко. Обходили ее три раза на коленях, и вновь шли гуськом к камню, целовали его и опять просили о помощи. Особую силу Марья имела на праздники урожая, когда было чего положить на алтарь.
В 1933 году борец со "старой жизнью" Василь Пинязик свез валуны с Прощи в свой подвал, где вмуровал их в стену. При этом, он кому-то сказал: "Гляди, люди молились, а я этот камень в склеп вставил."
После этого дела жизнь Василя не задалась. Вскоре умер его сын. Самому ему пришлось уехать из села. Работал в Орше, Дубровне. Где-то там и повесился. А подвал был засыпан новыми хозяевами. Так Марья - Мара ушла в подземное царство.
Участь Василя есть общая участь всех, посягающих на языческих богов. Но случай с Марой особый. Она - Марья, Мара - есть нечистая сила, Лихо по поздним народным представлениям. Но она же и женское начало, ожидание Весны, надежда на урожай. Богиня по прежнему несет свою двойственную природу.
Мара оказывается прилипчива к мужикам и встреча с нею ничего хорошего не обещает: заболеешь и помрешь. Мара имеет обыкновение ползти следом за выбранным человеком. Потому ее и сжигают на Купалу, обрубая этот зловредный "хвост".
6. Опасность древней богини, ее правда, и возможность противостояния ей дана нам в сказке "Василиса Прекрасная". По сказке Василиса послана за огнем к великой Яге - повелительнице леса, дня и ночи.
Когда в сказке не появляется иных ягишен, а есть только одна Яга то она, как правило, и оказывается древней Марой. Обычно читатели путают эту Ягу с древними старухами леса - ягишнами. Простейшее отличие их в том, что ягишны людей не едят и живут в лесу естественным образом.
Из нашей же сказки ясно, что Яга-Мара живет на том свете - в мире, о котором ничего нельзя спрашивать и знать, иначе из него не вернешься. У нее есть невидимые слуги, прислуживающие руки, и Яга совершенно не нуждается в услугах Василисы. Но уж раз та пришла, то она дает Василисе выполнимые и не выполнимые задания, и только наличие врожденного такта и личного божества - идола, принесенного под полой, спасает девушку от съедения.
Василиса регулярно кормит свою богиню, проявляет к ней вовсе не корыстную, а родственную любовь как к единственному родному существу, и богиня делает ту часть работы, которая выходит за пределы человеческих возможностей. Смерть витает везде в доме Мары. Но эта Смерть не Погибель, она имеет свою высокую этику. Василиса не спрашивает ни о чем в ее доме, не узнает ее, и потому освобождается. О Смерти народ загадывал: "На что глядят, да не видят, про что ведают, да не знают?"
Выгнанная Марой Василиса возвращается с черепом, светящиеся глаза которого сжигают праведным огнем ее мучителей. При этом, Яга-Мара была раздосадована и зла на Василису именно за то, что та выполнила все ее задания. Этика - соблюдение Нравственного Закона - не позволило Маре съесть ее.
Волшебные сказки ясно дают нам понять, что чем выше мировое значение волшебного персонажа, тем он более этичен. Это может быть этика разрушителя или созидателя, ведущая начало от Чернобога или Рода, но в любом случае это будет этика, дающая возможность выхода из любой ситуации тому, кто знает Нравственный Закон. Так, в сказке "Марья Моревна", Кощей догоняет, отбирает у Ивана Царевича Марью Моревну, и говорит, что прощает Ивана за то, что ранее он его спас. Почему не добрые к человеку божества соблюдают, казалось бы, не выгодные для себя этические нормы - мы ответим чуть ниже.
Аватара пользователя
Zelistrata
Сообщения: 2793
Зарегистрирован: 12 дек 2010 22:34
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

Сообщение Zelistrata » 28 июл 2013 00:06

Мара - одно из самых древних, таинственных и "смутных" существ в поверьях русских крестьян. Мара - дух в облике высокой женщины или, напровтив, сгорбленной старухи, но с длинными распущенными волосами. Иногда красивая девушка в белом, иногда женщина, одетая в черное и рвань, а также космата.

Мара шьет и прядет в лунные ночи, но делает это не к добру. Она рвет и путает кудель и пряжу хозяек, которые оставили все это без благословения.

Сходные названия имеют и подобные существа у других индоевропейский народов, и в частности у славян. Мара украинцев - призрак, привидение, злой дух. Мора сербов - домовой, mora, zmora поляков - кошмар.

Мара русских поверий не столько воплощенный ночной кошмар, сколько воплощенная судьба, божество-пряха, ведающая перемены в судьбах обитателей дома, а также губительный для детей призрак. Мара как призрак появляется часто в доме, но не только. Это "злой дух, присутствующий везде", "злое существо, воплощающее смерть". Слово "Мара" означает "туман, мгла, марево". В этом мара схожа с Белой Женщиной - повсеместно означающей смерть и предвещающей несчастья.

Мара это и полудница - красивая девушка в белом, появляющаяся среди зреющих хлебов.

Мареной называли чучело (куклу, дерево, ветку), сжигаемое, разрываемое или потопляемое во время праздников проводов зимы, а также в ночь на Иванов день. Такая фигура могла воплощать уходящий отрезок времени - зиму (смерть), весну - или божество, связанное с плодородием, растительностью, соотносимое также с русалками и ведьмами. Древние авторы, говорящие о божествах славян, упоминали о Морене как Богине вроде Гекаты и Деметры (одновременно, смерть и плодородие).

Образ мары в русских поверях в соответствии и со значением ее - призрачен. Остались только отрывки каких-то испостасей. Это туман и марево, влияние на судьбы людей, появление только в определенное время - в полдень дня или года, в полночь дня или года. Переломы года таким образом сочетаются и с переломами судьбы человеческой.

Проведено много исследований на тему трактовки общеиндоевропейского корня mr, связанного с санскритским - mrtis, латинским - mors, русским съ-мьрть. Полагают, что в образе Мары отразился древний архетип, связанный с морем и смертью. В образе Мары действительно видят сочетание рождения, плодородия и смерти.

Объединяют также Мару-Вселенную, Мару-Судьбу, Мару-Женщину и Мару-Дерево. Полагая, что в мифологическом мышлении судьба, доля человека может представлять собой "долю", часть вселенной (подобною ему) и быть отдельным существом (двойником, огнем, растением).

Мара также - смерть, море, мрак, мир; душа и доля, источник и конец бытия; существо, наделенное универсальной властью, особенным образом влияющее на судьбы людей.


Чаще всего Марену изображают в виде прекрасной черноглазой женщины с черными как смоль волосами. Ее красота завораживающая и холодная, словно красота замерзшей капельки воды – снежинки.

Часто она одета в саван и драгоценные украшения.

Лучшим подношением богине является букет из сухих цветов и листьев, морковь, рыба, баранина, репа, кисель, мёд, говядина, конина, каша, вино, калачи, пряники, пирожки, корнеплоды, оладьи, ленты.
Ее камень – серпинтит, металл – латунь. Ее животные – ворон и лисица.

День Марены - 25 ноября, когда начинает устанавливаться зима. Готовят в эти дни кисели, оладьи, репу и морковь.


ВОДЫ МАРЫ - славянский религиозный символ богини Мары.

Изображение


СВАРОЖИЙ КРУГ

Наша галактика состоит из множества небесных тел, которые вращаются вокруг одного центра (Сварги) по орбите (Сварожьему кругу).
Сварожий Круг - полное обращение нашей галактики вокруг своей оси. Этот период составляет 25920 лет.
Чертог
Сварожий Круг поделён на 16 равных частей – Небесные Чертоги. Таким образом, каждый чертог включает в себя 1620 лет.
При своём движении по Сварожьему Кругу наша Солнечная система находится под преимущественным влиянием излучений соответствующего Чертога. В декабре 2012 года от Р.Х. наша галактика переходит из Четрога Лисы в Чертог Волка. Эпоха всеобщего обмана заканчивается.

Изображение

Оберег Чертога Лисы во Сварожьем Круге
Изображение


Марена, Чертог Лисы, Священные древа - Граб, Смородина
Изображение

Люди, рожденные в Чертоге Волка и Лисы, искатели по своей природе. В Любви они ищут суть и смысл. Они любят экспериментировать над собой. Чувство любопытства у людей, рожденных в данном Чертоге, сильнее страха перед неизвестным и им интересно увидеть весь окружающий Мир.

Чертог Лисы дает хитрость, умение льстить, склонность к экспериментам и опытам для того, чтобы все проверить на себе и использовать для спокойной, безбедной Жизни.

БОГИНЯ МАРЕНА (Мара - мать РА, т.е. мать сияния, а зимой снег очень слепит на солнце) - Великая Богиня Зимы, покоя, ночи, природного Сна и Вечной Жизни.
Последний раз редактировалось Zelistrata 28 июл 2013 00:52, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Амонар
Сообщения: 2440
Зарегистрирован: 19 ноя 2010 20:02
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 131 раз
Контактная информация:

Сообщение Амонар » 28 июл 2013 00:32

Очень интересно
Аватара пользователя
Zelistrata
Сообщения: 2793
Зарегистрирован: 12 дек 2010 22:34
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

Сообщение Zelistrata » 28 июл 2013 00:55

Ant писал(а):Очень интересно


да, семинар был очень интересный.....
она приходила.
народ видел ромбы и палочки.
летала туча воронов.
а во мне проснулась-Лиса.
:)
и всем дали символ
Изображение
Аватара пользователя
Z
Участник Клуба
Участник Клуба
Сообщения: 6543
Зарегистрирован: 26 июл 2009 08:48
Обучение магии, это:: Жизнь. Ты можешь это принять или это отрицать, но ты всё равно учишься. Быстро или медленно, твой выбор только в этом.
Откуда: Томск
Благодарил (а): 604 раза
Поблагодарили: 479 раз
Контактная информация:

Сообщение Z » 28 июл 2013 12:47

На мой взгляд это не совсем про Мару. Тут получается некий собирательный образ из разных богинь: Морана, Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь. У Славянских божественных принципов нет понятия зла.
Но в целом интересно. Особенно картинки..

Вот ещё одна версия, на мой взгляд более верная.
Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь.

Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.

Мара рассылает по всему свету своих посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными волосами или в облике двойников людей, которым предназначено предостережение, и предвещают о скорой смерти.

В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку. Празднование проводилось 15 января.

...

Мара способна прекращать течение времени, как в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных существ, в том числе и у богов. С другой стороны она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Как и большинство богов Мара — превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время.
Сфера влияния

Большую часть времени Мара обитает в Нави, но, в отличие от Чернобога, она не является пленницей этого мира, и может свободно пересекать границу – реку Смородину, хотя чаще предпочитает отправлять своих посланниц. Влияние Мары распространяется на все три мира, но особенно богиня сильна именно в Нави.


Макошь - богиня всей Судьбы (слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать", кош, кошт - судьба), старшая из богинь, которые плели судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем колесе. В силу того, что богини (пряхи судьбы) в верованиях предстают всегда втроем, ткать Пряжу Судеб богини Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.
Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды).

Также богиню Макошь – считают богиней плодородия, мать урожаев, имеет 12 годовых праздников, иногда изображена с рогами (по всей видимости культ Макоши - и Лунный культ, тогда праздников 13). Характерный женский рогатый головной убор носили еще в 19-ом веке на народных праздниках. Упомянута в русских летописях и многочисленных поучениях против язычества . "Поучение духовным детям" в XVI веке так предостерегает:
"Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и роженицам, Перуну, и Аполлону, и Макоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся".

День Макоши - Пятница, в православии образ слился с Параскевой Пятницей, т.е. она покровительница хозяек и жен.
Ее металл - серебро, камень - горный хрусталь и так называемый "лунный камень". Зверь Макоши - кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища. Кумиры Макоши могли быть изготовлены из "женских пород дерева", в первую очередь - из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть рогат или иметь в руках рог.

Итак подытожим, представление богини Макошь это:
1. Богиня всей Судьбы
2. Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем, имеет 12-13 годовых праздников (и может чествоваться каждое полнолуние)
3. Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.
4. Защитница и покровительница хозяек.
5. Хозяйка Живой Природы.

Материал взят с сайта: http://www.13med13.ru
Свет всегда светит и все освещает, научись принять его, и сам будешь свет..
Аватара пользователя
Zelistrata
Сообщения: 2793
Зарегистрирован: 12 дек 2010 22:34
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

Сообщение Zelistrata » 30 июл 2013 11:55

МАКОШь

В славянской мифологии особое место занимает богиня Макошь. В пантеоне славянских богов она появилась, когда князь Владимир стал навязывать народу веру в новых богов. Макошь таким образом заняла свое место, став богиней плодородия и богатства человека. Кроме того, Макошь связывали с богом Велесом, считая богиню его женой. Среди многочисленных мужских идолов очень часто можно было встретить статую, посвященную Макоши, к тому же об этой богине говорят и разнообразные исторические источники и летописи. Макошь в представлениях людей выглядела, как красивая женщина с длинными руками. Вера в Макошь прежде всего связывалась в верой в землю и ее плодородие. Очень часто можно встретить, что Макошь называли Мать сыра земля. Если же рассмотреть этимологию слова Макошь, то становится ясным, что богиня символизировала и удачу, и счастливую судьбу. Ведь все индоевропейские языки сохранили слово «Ма», обозначающее мать. Морфема «Кош» же говорит о связи с добром, достатком и удачей. Именно поэтому Макошь – это богиня, которая отвечала за хороший урожай, а соответственно за достаток в доме.
Неизменным атрибутом Макоши являлись своеобразный рог изобилия или до самых краев наполненный сосуд. Именно это говорит о том, что Макошь приносила в дом, покровительницей которого она была достаток и процветание. Считалось также, что Макошь была помощницей каждой женщине по хозяйству. Отвечала она за рукоделие и прядение, и зорко следила за тем, чтобы женщины не работали в праздники. С течением времени, когда славяне приняли православие, Макошь трансформировалась в другое божество Параскеву Пятницу. Со сменой имени функции этой языческой богини не изменились. Как и прежде люди почитали свою покровительницу, просили ее об урожае и плодородии земли. Забрала Параскева Пятница и способность Мокоши управлять водой и источниками. Женщины верили, что Параскева Пятница принесет им удачу в домашних делах.

Изображение

(соотношение с другими родственными водными Богинями на МА см в первом посте)
Аватара пользователя
Zelistrata
Сообщения: 2793
Зарегистрирован: 12 дек 2010 22:34
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

Сообщение Zelistrata » 30 июл 2013 12:14

сие нами интернет-обозревателями может быть не совсем верно истолковано
но
сделав анализ разных статей ( и плюсуя интуицию)-подвожу резюме

ИЗНАЧАЛЬНО МАРА- самая древняя богиня, владеющая судьбами\ долей Вселенной\ человека
несущая жизнь и смерть всем мирам
Затем - выделили богиню весенних Вод, несущую жизнь, прядущую ее нити - Макошь
И богиню осенних Вод, предвестницу зимы, забирающую жизнь, дающую смерть - Морену, которую после стали часто называть просто Марой...

Ритуалы обращения к Богиням такого рода ( интересно, узнала по ходу что на моей Родине бытовало повсеместно слово Рода,женщина передавала свои узы по семейной линии, дух, и отчества были женскими) - это очень серьезные мощные приРодные ритуалы, и контакт должен быть изначально мотивирован: для чего и почему мы вызываем этих богинь, и кого именно.

в любом случае- интересная сплелась паутина событий фактов и людей
именно на этой Ладоге.
Последний раз редактировалось Zelistrata 30 июл 2013 14:43, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Психея
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 28 июл 2013 13:22
Обучение магии, это:: Открытие новых возможностей, другой взгляд на жизнь, интересное и захватывающее приключение
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Психея » 30 июл 2013 12:58

Спасибо, очень интересно
Аватара пользователя
Рея
Сообщения: 712
Зарегистрирован: 29 мар 2013 00:01
Обучение магии, это:: Познание себя, жизнь, путь
Благодарил (а): 98 раз
Поблагодарили: 99 раз
Контактная информация:

Сообщение Рея » 26 янв 2014 23:57

Ура, нашла тему, куда выложить:
http://avega.net.ua/avega/index.php/bog ... 28-30.html

Была на лекции про старостлавянских Богов, а вот теперь материал "случайно" нашелся.

Вернуться в «Славянская культура»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 26 гостей