Толстой и Веды

Все что касается славянской культуры, традиций, мировоззрения, практик. Эзотерический форум это живое знание. Славянская культура это тоже живое знание, вне зависимости от количества лет.

Модератор: Z

Аватара пользователя
olvo
Сообщения: 1327
Зарегистрирован: 01 ноя 2010 15:01
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 52 раза
Контактная информация:

Толстой и Веды

Сообщение olvo » 02 апр 2013 13:27

Введение

Когда (в России сегодняшней) заходит речь о Льве Николаевиче Толстом, то эпитет «великий русский писатель» всеми воспринимается как должное. Действительно, полное собрание сочинений Толстого, многие из которых переведены на иностранные языки, насчитывает 90 томов. Если говорить о технологически наиболее развитых странах мира, то большинство их испытало на себе, в той или иной степени, влияние идей Толстого.

Не меньше книг написано о Толстом. Тем не менее, несмотря на обилие материала, большинство из нас ничего не знает о Толстом. Либо, что ещё хуже – многие знают Толстого как писателя, но совершенно не представляют, что он, прежде всего, был великим религиозным философом и гуманистом.

Несмотря на то, что Толстой вырос, казалось бы, в православном обществе, в его мировоззрении как буд-то бы преобладают идеи классической индийской философии – религии Вед. Невозможно точно отследить момент, начиная с которого писатель проникается любовью к Ведической мудрости, ибо источником Вед является Божественность, все время присутствующая в каждом человеке. Как ни парадоксально это звучит для многих, но источником интереса к Ведам, к Богу, является сам Бог, присутствующий в каждом из нас с самого рождения… Всякий (даже самый малый) добрый поступок, всякое побуждение к Истине, Благу и Красоте, когда бы они не проявились в нашей жизни, доказывают присутствие в нас божественного самоосознания. Поэтому, хотя из биографических данных о Толстом следует, что «Ведический период» его жизни пришелся, в основном, на зрелые годы и старость, тем не менее, неправильно было бы утверждать, что Ведическая мудрость проявилась в Толстом столь поздно. Переход к изучению древних писаний Индии и последующие важные практические перемены в жизни мыслителя (включая вегетарианство, отказ от излишеств богатой жизни и от охоты, поиски единения с природой и пр.) – всё это лишь наиболее заметные следствия его духовного созревания..

Никто так наглядно и убедительно не смог проследить связь религиозных взглядов Толстого с индийской классической философией как это сделал Джаянанда Дас. По этой причине все нижеизложенное представляет собой отрывки и выдержки из книги Джаянанды Дас «Толстой и Веды».

Для тех, кто не знает, кто такой Джаянанда Дас (Джаянанда Прабху), поясним, что он – личность, принадлежащая одновременно как к западной, так и к восточной религиозным традициям.



Свидетельства интереса Л. Н. Толстого к Ведам

В частности, вот что пишет Джаянанда о непосредственном знакомстве Л. Толстого с ведическими текстами древней Индии:

«Слова «Индия», «Веды», «санскрит», «брамин» были типичными для лексикона Толстого. Вот лишь несколько примеров: «ИНДИЙСКИЕ храмы всем понятны» (1-53, с.112); «Теперешние произведения искусства так же непонятны народу, как если бы они были писаны по-САНСКРИТСКИ» (6, с.172); «О смысле жизни учили несколько тысяч лет величайшие, гениальнейшие люди, начиная от БРАМИНОВ…» (9, с.235). В 1894 году на приглашение немецкого театрального критика Оскара Блюменталя посетить Берлин, Толстой отказался: «Я разделяю мнение ИНДИЙСКОГО МУДРЕЦА, приведшего в числе семи смертных грехов также и путешествия без необходимости» (14, с.74). Седьмого февраля 1910 года, высказав удивление тому, как помощнику машиниста Шмелькову, жившему в чрезвычайно неблагоприятной для духовного развития среде, все же удалось проникнуться возвышенными стремлениями, писатель добавил: «Невольно вспоминается ИНДИЙСКАЯ поговорка о ложке, которая не знает вкуса той пищи, которая в ней находится» (9, с.87)».

Толстой читал такие классические ведические тексты как Рамаяна и Махабхарата. Особенно хорошо писатель знал и любил квинтэссенцию Вед – Бхагавад-гиту. Она многократно упоминается в его дневниках и письмах, причем всегда с восторженными оценками. Посетивший Толстого в 1886 году В. М. Грибовский отметил, что хозяин «спокойно беседовал с гостями об основах индийской философии, с которой Лев Николаевич близко знаком по французским и английским источникам» (14, с.49). В свои сборники «Мысли мудрых людей на каждый день», «Для души», «Круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни» Толстой включил немало изречений из Пуран, Упанишад, Бхагавад-гиты, Махабхараты, Ману-смрити».

Седьмого января 1907 Баба Бхарати отправил Толстому свою книгу «Шри Кришна. Господь Любви». В сопроводительном письме он выразил надежду, что мудрость и независимость суждений русского мыслителя позволят по достоинству оценить учение Кришны….

Толстой читал книгу, не отрываясь, несколько дней. В дневниках и записных книжках писателя имеется множество восхищенных отзывов о ней: 28.01.1907 – «Читал браминскую книгу»; 29.01.1907 – «Прекрасная история Кришны – читал» (1-56, с.181); 10.02.1907 – «За это время читал превосходную книгу Baba Baraty – Кришна» (1-56, с.10). Шестнадцатого февраля 1907 г. Толстой отправил Бхарати большое письмо, в котором горячо одобрил его проповедническую деятельность: «Дорогой брат. Мне так радостно обращаться к вам, потому что я живо ощущаю братское чувство к человеку, который так же далек от меня физически, как близок мне духовно. Я только что окончил читать вашу книгу «Кришна», и нахожусь под сильным впечатлением. Я и ранее знал учение Кришны, но никогда не имел о нем такого ясного представления, какое получил по прочтении обеих частей вашей книги… Будем ли мы работать вместе? Ваш брат и, надеюсь, ваш соработник Лев Толстой» (1-77, с.35).

У Толстого была возможность знакомиться с ведической философией в изложении самих индусов: в последние годы жизни обитателя Ясной Поляны значительную часть приходившей туда корреспонденции составляли письма и бандероли из Индии.

Яснополянская библиотека, наглядно раскрывая круг тем и вопросов, волновавших ее хозяина на разных этапах жизни, помогает проследить становление творческой мысли писателя и мыслителя. Среди сохранившихся книг Л. Н. Толстого я (Джаянанда Дас) насчитал до ста материалов, свидетельствующих о глубоком интересе Толстого к Востоку. Около пятидесяти имеют прямое отношение к ведической традиции (многие содержат пометы писателя). Среди них: 10 брошюр Свами Абхедананды… …Эти книги были в буквальном смысле «настольными» книгами Толстого: в его мемориальном кабинете они стоят на полке прямо над письменным столом…

Историк И. М. Концевич писал: «Усиливается внимание к Толстому… В какой-то мере это оживление связано с тем, что учение Толстого корнями уходит в индуизм» (13, с.3). В какой-то мере верно и обратное: на пробуждение интереса к индуизму заметное влияние оказала деятельность Толстого.

Осознавая несоразмерность глубины ведического знания с весьма поверхностным представлением о нем за пределами Индии, Толстой еще в январе 1878 г. в письме Н. Н. Страхову спрашивает: «Есть ли что-нибудь настолько неразработанное, как ВЕДЫ, Трипитака и Зенд-Авеста?» (2-18, с.817). А через тридцать лет (21 января 1908 г.) он пишет в Индию С. Р. Чхиталю: «Мне жалко было заметить, что вы думаете, будто я не соглашаюсь с основным принципом Бхагавад-гиты… Я твердо верю в это, всегда стараюсь помнить об этом и руководствоваться этим в своих действиях, а также говорить это тем, кто спрашивает мое мнение, и отражать это в своих сочинениях» (1-78, с.32). И эти слова не были формальной учтивостью. Толстой хорошо понимал, какие бесценные сокровища таит в себе Бхагавад-гита – «самое сокровенное знание», поведанное Самим Кришной.

Седьмого июня 1907 он пишет Н. Г. Сутковому: «На днях я переделывал для Детского Круга чтения изречения Кришны (браминского очеловечившегося Бога, до рождества Христова). Прилагаю вам некоторые из них. Как же не радоваться тому, что можешь черпать из этого источника?» (1-77, с.132). Некоторые из этих изречений (с подписью «Кришна») в 1908 г. Толстой использовал в качестве эпиграфов к отдельным главам статьи «Письмо к индусу». Большинство из них приналежит не Кришне, а Баба Бхарати – автору книги о Кришне. В связи с этим М. Ганди в письме к Толстому вежливо выразил недоумение. Толстой в ответном письме (1-80, с.110) объяснил, откуда брал цитаты.

Толстой хотел, чтобы каждый русский человек имел представление об этих основополагающих писаниях вайшнавизма. 20 марта 1909 г. он обсуждал со своими помощниками план издания «Посредника» и в тот же день записал в дневник: «Мы решили [издать]: …2) легенды Кришны и 3) изречения Кришны» (1-57, с.40).

Отобранный Толстым материал, в соответствии с его замыслами, перевел С. Д. Николаев. 11 апреля 1909 года Николаев приехал в Ясную Поляну, и Толстой в этот день записал в Дневнике: «С Николаевым поправлял Кришну» (1-57, с.47). 23 апреля Толстой опять записывает: «Вчера, 22-е, вечером был Николаев, читал Кришну» (1-57, с.52). К задуманной книге Толстой написал предисловие:

«Индусы веруют, что Кришна, Бог, проявление высшей любви, приходит на землю один раз каждые триста миллионов лет. Каждый мир из всех бесчисленных миров бывает благословляем Его посещением и воплощением один раз в продолжение очень долгого периода времени. Наш мир – один из самых малых миров, и воплощение Кришны совершилось во время соединения медного века с железным. Так как мы переживаем железный век, то и посещение мира Кришной совершилось пять тысяч лет тому назад. Приходит он затем, чтобы научить людей жить любовью.

Описание жизни Кришны и его изречения есть для индусов книга, подобная Евангелию. В ней описывается жизнь Кришны на земле. Всё учение и вся жизнь Кришны есть только любовь. Кришна ничего не знает, кроме любви, не дает и не принимает ничего, кроме любви, действует только любовью, дышит только ею и говорит только ею. Это-то появление Кришны на землю и дела его во время его появления и описаны в прилагаемой книге. Писатель этой книги, обращаясь к читателю, говорит: «Пусть каждый с открытой душой прочтет эти строки, и божественный напиток любви вольется в его душу через его разум» (1-40, с.435).

14 мая 1909 г. Толстой отправил рукопись И. И. Горбунову-Посадову: «Посылаю вам Кришну. Решайте сами, что исключить. А все-таки будет полезная книга» (1-79, с.193). Книжка, отданная в «Посредник», была набрана, но по ряду причин в свет не вышла. В архиве Горбунова-Посадова (редактора издательства) сохранилась корректура набора. Заглавие: «Жизнь Кришны (Индусские сказания)». На гранке 12 находятся слова Кришны: «Из всех светов Я – тот свет, о котором вы знаете по его тени; Я и та тень, которую бросает этот свет для того, чтобы вы могли познать Меня». Толстой написал разъясняющее примечание: «Бог есть дух. Мы познаем дух только через тень его, через телесное. Тень духа – телесное – есть то, посредством чего мы можем понять высшее» (1-40, с.517).

Несколько более счастливо сложилась судьба рассказа «Карма», написанного Толстым в 1894 г. и в том же году опубликованного в журнале «Северный вестник» (1894, N 12). Однако в 1895 году рассказ решением Московского губернского цензурного комитета был запрещен к изданию отдельной брошюрой.

В 1886 г. Толстой задумал написать общедоступный очерк «Сиддарта, прозванный Буддой, т. е. святым» (1-25, с.540-543). 16 января 1886 г. он пишет Черткову: «Занимался я тоже Буддой. Хотелось бы с божьей помощью составить эту книжку» (85, с.308). Тогда очерк остался незавершенным, и лишь в 1905 г. переработанный вариант жития Будды был включен в «Круг чтения». Но первоначальная редакция интересна описанием неискаженной ведической религии.

Для своей последней книги «Путь жизни» Толстой выбрал «самые важные мысли из всех» (1-82, с.144), и все же, несмотря на желание уменьшить объем издания, в сборник вошли дополнительно два изречения, подписанные «Кришна» (7, с.68, 331), а также еще одна цитата из Вишну Пураны:

Познает истину только смиренный сердцем. Смирение не возбуждает зависти.
Деревья уносятся потоком, тростники остаются.
Мудрец сказал: «Дитя мое, не печалься о том, что тебя не оценили, потому что никто не может отнять того, что ты сделал, или передать тебе то, чего ты не сделал. Разумный человек довольствуется тем уважением, которое заслуживает. Будь добродушен, почтителен, дружелюбен, озабочен выгодой других, и благо придет к тебе так же естественно, как воды изливаются на низины» (7, с.340).

Часто высказывается мнение, что приводимые Толстым цитаты из ведической литературы нелегко узнать – так отличаются они от первоисточника. Конечно, санскритские священные тексты вообще трудно поддаются переводу, к тому же Толстой, пользуясь переводами на европейские языки, хотел в первую очередь выразить свои мысли, а не стремился к точности передачи оригинала.



Послесловие

Завершая изложение отрывков из книги Джаянанды Дас «Толстой и Веды», хочу кратко поделиться личными впечатлениями от того, что удалось постигнуть.

Не отношу себя к знатокам какой-либо религиозной философии. Лишь в последние годы начал систематически интересоваться соответствующей литературой и общаться с людьми, осмысленно относящимися к жизни. То, что открывается, заставляет с грустью подумать, как много времени растрачено впустую. С другой стороны, среди людей, кто, возможно, всю жизнь свою жил «в вере», или, напротив, остается неверующим, так много тех, кто замкнут в рамки ложных догм и представлений. Как не попасть из одной крайности в другую?

Благодаря подготовке этой статьи, я получил яркое подтверждение тому, что так просто и точно выразил Л. Н. Толстой в «Церковь и государство»: «Вера есть смысл, даваемый жизни, есть то, что дает силу, направление жизни. Каждый живущий человек находит этот смысл и живет на основании его. Если не нашел, то умирает. В искании этом человек пользуется всем тем, что выработало все человечество».

http://agny2002.blog.tut.by/2011/08/29/lev-tolstoy-i-vedyi/

http://www.sambandha.ru/lev_tolstoy_krishna_01/
tolstoy.jpg
tolstoy.jpg (100.15 КБ) 883 просмотра
я есть

Аватара пользователя
Z
Участник Клуба
Участник Клуба
Сообщения: 6462
Зарегистрирован: 26 июл 2009 08:48
Обучение магии, это:: Жизнь. Ты можешь это принять или это отрицать, но ты всё равно учишься. Быстро или медленно, твой выбор только в этом.
Откуда: Томск
Благодарил (а): 600 раз
Поблагодарили: 470 раз
Контактная информация:

Re: Толстой и Веды

Сообщение Z » 25 ноя 2019 21:49

phpBB [youtube]
Свет всегда светит и все освещает, научись принять его, и сам будешь свет..


Вернуться в «Славянская культура»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

Рейтинг@Mail.ru