dedov, тогда не ясно...
Прошу прощения за полотно текста, здесь просто та теория, от которой я и исходил в мыслях...
Йога — способ повзрослеть. Вспомнить, что наши личности, наши умы, психики, тела — все это тот спектакль, который переживают наши души. Душа — это нечто нематериальное, и даже непсихическое. Душа, или Пуруша, — субъект, переживающий жизнь эмпирического индивида. Психика — такой же инструмент для души, как тело — инструмент для психики.
Как матрешка, так же и эти тела разной тонкости. Грубое тело, или стхула шарира, оно известно, исследовано наукой. Но после его смерти остается некое иное тело, более тонкое (сукшма). Это тонкое тело снова находит зарождающийся эмбрион и рождается в новом воплощении.
Но это тонкое тело имеет внутри «свою начинку», тело, еще тоньше (карана шарира). Это тончайший покров субстанции, не материальный, а психический, в котором записаны самскары — инграмные записи, или карма.
Но Пуруша, или дух, — нечто отличное и от этого тончайшего тела, карана шариры.
Вот такая вот матрешка, внутри тела есть тоньше, внутри этого тела — еще тоньше…
Теперь поговорим о мыслительной способности. Логика или способность играть в шахматы — это не есть атрибут духа. Теперь, когда существуют суперкомпьютеры, нам легче переварить эту истину. Машины могут играть, мыслить, делать логические построения…
Йога говорит, что субстанция, тончайшая форма материи и есть поле, где происходят мыслительные процессы, процессы восприятия, решения…
Субъект, дух или Атман, — это только «Я», только свидетель. Остальное — мечты, страхи, вера и неверие, принятие решения, самомнение, грезы и сны — все это происходит в Читте, психическом озере. Над этим озером существует субъект, зритель, свидетель, Пуруша.
Пуруша воспринимает это озеро, воспринимает, ибо «Читта сама показывает себя душе». Это важный момент, душа не действует, не напрягается… Она пассивна, и у нее нет иных атрибутов, только вечное бытие, сознательность и покой, блаженство от собственной самодостаточности. Иными словами, Пуруша полностью самодостаточен. Если бы субстанции или психики не стало, это никак не отразилось бы на самочувствии души. Вспомните, во время глубокого сна, когда психика почти не воспринимается из-за процессов торможения, мы проваливаемся в блаженный покой. Но поскольку психика остается, и в ней остаются тени прошлых состояний, сон — это не полная кайвалья, не полная свобода душа.
Полная свобода души, когда психика успокаивается от волн и ничего не отражает, кроме великолепия самой души.
Волны Йога называет гунами. Раджас, саттва и тамас — это разные аспекты волн в психическом озере.
Поскольку волны на озере есть, наши души смотрят на искаженное волнами собственное отражение. Как луна кажется волнующейся из-за ряби, так и душа думает, что она боится, если психика модифицируется волной страха. Если психика изменяется волной гнева, душа ошибочно переносит это на себя, «Я разгневан».
Это происходит от переноса. Мы переносим свое «Я» на нечто, совершенно отличное от нас.Даже в физическом мире люди радуются, если выиграла их любимая футбольная команда, тоскуют, если проиграла. Мы гордимся нашим братом, сыном, соотечественником, домом…
Так же и дух переносит свое самоощущение на нечто, что отлично от духа.
Вечный, чистый, блаженный и спокойный дух отражается в психическом озере как нечистый, невечный, страдающий и неспокойный. Точно как в аттракционе, когда люди смотрят в кривые зеркала и видят себя гномами и уродами.
Это от зеркал, от отражающей поверхности, от ряби на Читте.
Если Читту успокоить, дух отражается адекватно.
Психика — это тончайшая форма субстанции. Психика — компьютер, созданный духом, одним лишь желанием, как обычный компьютер создан человеком.
Пракрити — это нечто полусознательное, не обладающее собственным «Я», но способное мыслить, творить и т. п. Все остальные мыслительные процессы происходят в психике, в Пракрити. Но психика не имеет своего «Я». Психика лишь отражает «Я» духа, Пуруши.
Целью деятельности Пракрити признается служение Пуруше, хотя Пракрити эту цель не осознает.
«Разнообразными средствами ублажая неблагодарного Пурушу, добродетельная — лишенного добродетели [Пракрити] бескорыстно осуществляет его цели. Нет ничего деликатнее, по моему мнению, Пракрити, которая [с мыслью] «Меня увидели!» больше Пуруше не показывается» (Санкхья карика).
Говорится, что неразумная Пракрити действует так же, как лишенные сознания деревья приносят плоды, или даже так, как для кормления теленка у коровы выделяется молоко.
Союз Пракрити и Пуруши сравнивают с безногим человеком, обладающим хорошим зрением, сидящим на спине слепого, который имеет крепкие ноги. Пракрити слепа, бессознательна, но под руководством Пуруши она производит многообразный мир. Пуруша двигает мир посредством такого рода действия, которое само не является движением. Это можно сравнить с притяжением железа к магниту.
Мы должны понять, что бессознательность Пракрити, о которой говорит Санкхья, — это ОТСУТСТВИЕ «Я», а не отсутствие мыслительных процессов. Мыслительные процессы как раз в Пракрити и происходят. Пуруша полностью лишен их, Пуруша ЛИШЬ ПОЗНАЮЩИЙ, субъект без всяких мыслительных процессов. Даже восприятие буддхи происходит потому, что «буддхи показывает себя Пуруше». Действие производит интеллект, а Пуруша лишь зрит, пассивно наблюдает.
Сансара — результат авидьи, переноса себя на отражение. Люди любят собственные вещи. Например, автомобиль. Автомобиль попадает в аварию, и человек страдает, не потому, что у него нет денег для восстановления. Нет, он привязался к машине. ...
Так кто же - Я? Тонкая материя практити, которая к тому же себя не осознает, или пуруша, который вне материй и форм, един во многих лицах и масках?